Thursday, 20th June 2019

32. Ростовские колокола и звоны (221 стр. – 242 стр.)

Posted on 29. Сен, 2013 by in Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство

Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны: Сысоевский, Акимовский, Егорьевский и два Будничных, которые известны всей России и упоминаются во мно­гих исторических памятниках.

Всего колоколов в Ростовской соборной церкви 13, и 9 из них именные; первый Сысой, в 2000 пудов, вылит в Ростове при митро­полите Ионе в 7197 (1689) году, мастером Флором Терентьевым; второй полиелейный, в 1000 пудов, вылит в 7191 (1683) году; тре­тий Лебедь, в 500 пудов, вылит в 7190 (1682) году; четвертый Голодарь, в 140 пудов (называется так потому, что употребляется для звона в Великикй пост), пятый Баран в 80 пудов, шестой Красный в 30 пудов, седьмой Козел в 20 пудов, прочие шесть малых без обозна­чения веса.

Ростовские звоны названы по именам учредителей: Ионин, по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 г. по 1691 год в течение 39 лет правил Ростовскою митрополией; Георгиевский или Егорьевс-кий, особенно хороший по словам знатоков, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уни­чтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский, по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год.

Все они расположены в один ряд. Звон производится на три различные настроя по особым нотам, которые были писанные, но впоследствии затеряны и теперь передаются звонарями друг дру­гу по слуху.

Звонари становятся так, что могут видеть друг друга и согла­шаться в такте; это одно из условий гармонии.

Первый настройодин перевод колоколов, без пересечки, слу­жит основанием для остальных настроев; второй – с пересечкой; третий – также с пересечкой, при которых звонари ударяют во все колокола в один край.

При втором настрое слышится как бы слово старинного кон­церта: Пойте Богу Нашему, а при третьем песнь: С нами Бог.

В недавнее время придуман звонарями еще четвертый настрой, который они называют Калязинским: странная и неблагозвучная смесь из трех старинных звонов 1).

Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел уч­редить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «Дайте такую же колокольню и такие же колокола».

Митрополит Иона III Сысоевич, управлявший Ростовскою епархией, как было сказано выше, 39 лет, с 1652 года августа 15 дня по 1691 год июля 5 день, устроил много великолепных зданий в Ростове и имел, как видно, изящный вкус ко всему высокому и прекрасному. Он, между прочим, построил при Успенском соборном храме, на юго-восток от алтаря, одноярусную колокольню, выши­ною в 10 сажен, длиною в 15 сажен, а шириною в 5 сажен, и снабдил ее весьма замечательными колоколами.

Первый, самый большой колокол «Сысой», названный так в честь родителя митрополита Ионы, схимонаха Сысоя, весом в 2000 пу­дов, вылит в Ростове, в 1689 году. Около головы и около краев этого колокола имеется рельефная, славянская, вязью, надпись. Вверху, вокруг головы написано: «Лета зчрз (7197. – 1688 г.) ноемврия в аi7 (11) день. При державе великих государей, царей и великих кня­зей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и великия государыни и благоверныя царевны и великии княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев», а внизу, вокруг краев написано: «И при благоверных государынях царицах и вели­ких княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при великом господине святейшем Кир-Иоакиме пат­риархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго Ионы митрополита Ростовскаго и Ярославскаго лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов».

Диаметр отверстия или поперечник основания сего колокола – 5 аршин и ¾ вершка. Диаметр его вершины внутри 2 аршина 7 ¼ вершков. Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13 ½ вершков. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, сего колокола 7 вершков. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 130,92.

Тон этого колокола соответствует ноте До (ut1 или С), находя­щейся на второй добавочной снизу линии нотной системы  с  басовым ключом  и весьма близко  подходит  к   малой   терции  ut= 130,5  нормального диапазона lа1=108,75 простых колебаний.

Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме ос­новного тона До, дает еще верхний гармонический тон, составляю­щий чистую большую терцию, соответствующую ноте Ми, нахо­дящейся между  третьею  и  четвертою  линиями  нотной системы с ключом басовым. Этот верхний  тон  –  большая терция Ми  становится  особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от  сего  колокола,  во  время  благовеста в него.

Второй колокол «Полиелейный», в 1000 пудов, вылит в 1683 го­ду, в Ростове. Около головы и около краев сего колокола есть рель­ефная славянская, вязью, надпись. Вверху вокруг головы написано: «Лета зчѕа (7191. – 1682 г.) октября в а7 (1) день, при державе ве­ликих государех царех и великих князех Иоанне Алексеевиче и Пет­ре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцех и при благоверных государынях царицах и великих княгинях Наталии Кириловне», а внизу вокруг краев написано: «Марфе Матфеевне и при святейшем великом господине Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборней и апостольстей церкви Честнаго и Славнаго ея Успения и к великим Ростовским чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил сей колокол мастер Филипп Андреев и с сыном своим Киприаном, а весу в сем колоколе тысяща пуд».

Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 4 аршина. Диаметр его вершины внутри 2 аршина. Высота колокола внутри, от основания до верху, 3 аршина 3 7/8 вершка. Толщина зву­ковой части или вала, где ударяют языком, 5 7/8  вершка. Число прос­тых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 163,28.

Тон этого колокола соответствует ноте Ми (mi1 или Е), находя­щейся на первой добавочной снизу линии нотной системы  с  басовым ключом и составляет терцию основного тона До, издаваемого первым большим колоколом.

Третий, будничный или вседневный колокол «Лебедь», в 500 пу­дов, вылит в 1682 году. Так как этот колокол весьма звучный, то и носит название Лебедя 1). Около головы и около краев сего колоко­ла имеется рельефная славянская, вязью, надпись. Вверху вокруг головы написано: «Лета зрч (7190. – 1682 г.) марта в а7 (1) день при державе  великаго  государя царя и великаго князя Феодора Алек­сиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при благоверной государыне и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе царе и великом князе», а внизу вокруг краев написано: «Иоанн Алексиевич и при благоверном государе Царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при великом гос­подине святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением великаго господина преосвященнаго митро­полита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Честнаго ея Успения, и к великим Ростовским Чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил мастер Филипп Андреев; а весу ф (500) пуд».

Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 3 аршина 2 ½ вершка. Диаметр его вершины, внутри, 1 аршин 9 ¼ вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 2 аршина 5 ¾ вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 4 1/8 вершка.

Число простых колебаний, которые производит сей ко­локол в секунду, при 12° Реомюра, = 196. Тон этого колокола соответ­ствует ноте  Соль  (Sol1  или  g),  находящейся  на   первой   линии  нотной системы с басовым ключом и составляет чистую квинту основного тона До, издаваемого первым большим колоколом.

Из надписей, находящихся на трех вышеозначенных колоколах, видно, что тщанием и радением митрополита Ионы вылиты были колокола в таком порядке: сперва вылит был будничный в 500 пудов в 1682 году, потом Полиелейный в 1000 пудов в 1683 и, нако­нец, самый большой, в 2000 пудов в 1689 году (последний вылит за два года до смерти митрополита, последовавший 20 декабря 1691 года).

Во время литья этих колоколов, митрополит Иона писал к од­ному из друзей своих (князю Михаилу Темкину): «На своем дво­ришке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Со времени митрополита Ионы много утекло воды, но колокола его и доселе удивляют всех как своею громадностью, так еще более своим благозвучием и согласием между собою, или гармониею.

Тоны этих трех больших колоколов составляют приятный  мажорный аккорд C-dur. Аккорд этот почти нисколько не уклоняется и от требований акустики.

Выше было сказано, что большой колокол производит 130,92 простых колебаний в секунду, при 12° Реомюра, Полиелей­ный производит 163,28 колебаний, а Будничный производит 196 ко­лебаний в секунду. Если бы уменьшить число колебаний большого колокола на 30 сотых, а Будничного на 7 сотых, то тоны этих трех колоколов составили бы самый верный аккорд и по акустике. Акус­тика учит, что если основной тон До имеет l=130,62 простых колеба­ний, то большая его терция Ми должна иметь 5/4=163,28 колеба­ний, а чистая квинта его Соль должна иметь 3/2=195,93 колебаний.

Благозвучию этих колоколов способствует еще то, что на поле или на середине каждого из них между головою и валом нет никаких рельефных изображений.

Эти изображения – в действительности наросты на звучащем теле, мешающие ему издавать один чистый тон; они заставляют ко­локол издавать при ударе два, немного отличающихся друг от друга тона, производящих дрожания (battements или Stösse) звука – не­достаток колокола, но считаемый многими за достоинство.

И кто может видеть на колоколах рельефные изображения, на­пример, святых, государей и проч., когда колокола уже висят на высоких колокольнях? Положим, что кто-нибудь, кроме звонаря, пожелает взойти на колокольню и будет обозревать там все; но при этом обозрении едва ли возбудится в нем чувство благоговения, потому что там весьма часто обезображивается все птичьим по­метом. Довольно на колоколе поместить одну надпись, подобную надписям 3-х вышеозначенных колоколов. А так как каждый ко­локол, посредством обтачивания его с внешней стороны можно весьма легко настраивать в самый правильный музыкальный тон, то и надпись в этом случае на колоколе можно сделать после всего вырезанную и только вокруг одной головы колокола, хотя бы в две или три строчки. Здесь в словах можно обозначить все, даже и то, чего пожелает покупщик или заказчик колокола.

Вырезанная надпись будет и удобнее, и яснее, и правильнее, и удовлетворительнее рельефной, которая заготовляется еще до отли­тия колокола, в глиняной форме его.

Исследовав три большие колокола на Ростовской соборной ко­локольне, опишу затем следующие, которых остается еще десять, кроме ясака.

Четвертый колокол «Голодарь», в 171 пудов 5 фунтов, вылит в  1865 году Голодарем он называется потому, что в него благовестят в Великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят и к малой вечере всегда). Около головы и около кра­ев сего колокола есть рельефная, гражданской печати, надпись. Вверху вокруг головы написано в двух строчках, в 1-й: «1856 года мая дня в царствование благочестивейшаго великаго государя им­ператора Александра Николаевича», во 2-й: «С благословения Высокопреосвященнаго архиепископа Нила при протоиерее Андрее Тихвинском», а внизу вокруг краев написано в одной только строч­ке: «и старосте Петре Веснине, вылит сей колокол в Ярославле на заводе мастера ярославского купца Семена Дмитриевича Чарышникова. Весу в нем 171 пуд и 5 фунтов» (последние цифры, озна­чающие вес, не рельефные, а вырезаны, как видно, после всего).

На поле или на середине сего колокола между головою и краями его находятся четыре рельефных изображения: 1) Божией Матери Вла­димирской; 2) Святителя Леонтия; 3) Св. Исаия; 4) Св. Игнатия Ростовских Чудотворцев; а между ними по три херувима. Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 2 аршина 6 1/8 вершка. Диаметр его вершины, внутри, 1 аршин 2 7/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 1 аршин 11 ½ вершков. Толщина звуковой части или вала, где ударяют язы­ком, 2 ¾ вершка.

Число простых колебаний, которые производит этот колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 201,38.

Тон этого колокола соответствует ноте Ля (la или As), нахо­дящейся между первою и второю линиями нотной системы с басовым ключом.

Этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не гар­монирует с тремя большими колоколами. Негармоничность его произошла от того, что он отлит был вместо прежнего разбитого, и при отливании его не обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был потяжелее прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений. Прежний же разбитый весом был в 158 пудов и вылит был в 1807 году при архиепископе Анто­нии в Ярославле на заводе Ивана Черышникова. Но и этот колокол был еще не тот Голодарь, о котором значится в первом издании со­чинения гр. Толстого о древностях Ростова. Здесь Голодарь означен весом в 140 пудов и, надо полагать, что он был подлинный Голодарь  и  издавал  тон,  соответствующий  ноте До (ut2 или С), находящейся между второю и третьею линиею нотной сис-темы с басовым ключом.

Пятый колокол «Баран», в 80 пудов, вылит в 1654 году. Около головы и около краев этого колокола есть рельефная славянская вязью, надпись. Вверху вокруг главы написано: «Лета зрзв (7162. – 1654 г.) при державе благочестиваго государя царя и великаго кня­зя Алексея Михайловича всея России и самодержца и при великом господине святейшем Никоне патриархе Московском», а внизу вокруг краев написано: «и всея Русии и при великом господине преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славнаго ея Успения и к великим Ростов­ским Чудотворцам Леонтию и Исаию и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем п7 (80) пуд.».

Из этой надписи видно, что колокол этот лит за тридцать лет до трех больших колоколов и лит был не в Ростове, а только в Ростов, и не особым тщанием митрополита Ионы, а только при митропо­лите Ионе, в третий год его управления Ростовскою епархиею.

На поле и на середине этого колокола между головою и краями его нет никаких рельефных изображений. Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 1 аршин 12 вершков. Диа­метр его вершины, внутри, 14 ¼ вершка. Высота колокола внут­ри, от основания до верху, 1 аршин 5 ½ вершков. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 2 3/8 вершка. Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду при 12° Рео­мюра, 308,56.

Тон этого колокола соответствует ноте Ми (mi2 или е), находя­щейся между третьею и четвертою линиями нотной  системы  с  ба­совым ключом, но этот тон не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого вторым колоколом: второй колокол производит 163,28 простых колебаний в секунду, а этот пятый ко­локол, для составления верхней октавы второго колокола должен бы, по акустике, производить вдвое больше колебаний, т.е. 326,56 колебаний, но он производит только 308,56, значит менее на 18 колебаний.

Вследствие сего, при одновременном звучании сих двух колоколов слышны бывают 9-ть дрожаний (Stösse) в секунду. Эти частые дрожания уподобляются несколько блеянию, и от того, вероятно, означенный пятый колокол получил название Барана.

В этот пятый колокол Баран в Великий пост часят, т.е. ударя­ют в него пред часами: пред 3-м – три раза, пред 6-м – шесть раз, пред – 9-м – девять раз.

Шестой колокол «Красный», в 30 пудов; он не имеет на себе ни надписи, ни каких-либо рельефных изображений, ни означения го­да, когда он отлит. Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 1 аршин 7 ¾ вершка. Диаметр вершины его, внутри, 11 7/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху 1 аршин 2 ½ вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 1 7/8  вершка. Число простых колебаний, кото­рые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 369,25.

Тон этого колокола соответствует ноте Соль (sol2 или g), нахо­дящейся между четвертой и пятою линиями  нотной  системы  с  басовым ключом. Но этот тон не составляет чистой  верхней  октавы тона, издаваемого третьим колоколом. Третий колокол производит 196 простых колебаний в секунду, а этот шестой колокол производит только 369,25 колебаний, тогда как он, для составления чистой верхней октавы третьего колокола, должен производить 392 простых колебания. Красным сей колокол называется, вероят­но, потому, что звук его, в сравнении со звуками смежных колоко­лов пятого называемого «Бараном» и седьмого, называемого «Козлом» гораздо приятнее и правильнее.

Седьмой колокол «Козел», в 20 пудов, без надписи, без рельеф­ных изображений и без означения года. Диаметр отверстия, или поперечник основания этого колокола – 1 аршин 4 ¼ вершка. Диаметр вершины его, внутри, 9 7/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 15 3/8 вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 1 5/8 вершка. Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду при 12° Рео­мюра, = 406,71. Тон этого колокола приближается к ноте Ля b (la b2 или as), находящейся на пятой линии нотной системы с басовым ключом.

Вследствие сего этот колокол разногласит с колоколами, тоны которых составляют мажорный аккорд на До. А такое разногласие или, можно сказать, козлогласие сего колокола и дало, вероятно, повод к тому, что назвали его Коз­лом. В последнее время у этого колокола оказалась немалая вышибка края, и чрез это он сделался совершенно негодным. Восьмой колокол без имени, без означения веса и года, без над­писи и рельефов. Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 14 вершков. Диаметр вершины его внутри 7 1/8 вершка. Высота колокола внутри от основания до верху 10 ¾ вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком,15/16 верш­ка. Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 502.

Тон этого колокола соответствует ноте До (ut3 или с’) находя­щейся на первой добавочной снизу линии нотной системы с ключом скрипичным, но в сравнении с тоном До, издаваемым первым колоколом, этот тон, как верхняя вторая октава его, доволь­но низенек. Первый колокол производит 130,92 простых колебаний в секунду, а этот восьмой колокол производит только 502 простых колебания, тогда как он, для составления второй верхней октавы первого колокола, должен производить 523,68 колебаний в секунду.

Девятый колокол – также без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов. Диаметр отверстия, или поперечник ос­нования этого колокола – 14 1/8 вершка. Диаметр вершины его внутри 6 7/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 10 ¾ вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 1 ¼ вершка. Число простых колебаний, которые произво­дит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 588. Тон этого коло­кола соответствует   ноте  Ре  (re3  или  d’),   находящейся   ниже   первой линии нотной системы с ключом скрипичным. Этот тон есть чистая квинта тона Соль, издаваемого третьим колоколом.

Десятый колокол – без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов. Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 11 ¼ вершка. Диаметр вершины его внутри – 5 5/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 8 ½ вершка.

Толщина звуковой части, или вала, где ударяют язы­ком, 7/8 вершка. Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду при 12° Реомюра, = 655,62.

Тон этого колокола соответствует ноте Фа (fa3 или f’), нахо­дящейся между первою и второю линиями нотной системы с ключом скрипичным. Этот тон есть малая септима тона Соль, издаваемого шестым колоколом.

Одиннадцатый колокол – без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов. Диаметр отверстия, или поперечник ос­нования этого колокола – 10 ½ вершка. Диаметр вершины его внутри 5 ¼ вершка. Высота колокола, внутри от основания до верху, 8 1/8 вершков. Толщина звуковой части или вала, где уда­ряют языком, ¾ вершка. Число простых колебаний, которые про­изводит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 729,05.

Тон этого колокола подходит к ноте Соль (sol3 или g’), нахо­дящейся на второй линии  нотной  системы  с  ключом  скрипичным, но он далеко не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого и третьим и шестым колоколами.

Двенадцатый колокол «Зазвонный 2-й», без означения веса и го­да, без надписи и рельефов. Диаметр отверстия, или поперечник основания этого колокола – 11 вершков. Диаметр вершины его, внутри, 5 ¼ вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 8 ¾ вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком 7/8 вершка. Число простых колебаний, которые произво­дит сей колокол в секунду, при 12° Реомюра, =758,5. Тон этого ко­локола, как можно видеть из числа колебаний его, хотя выше тона, издаваемого одиннадцатым колоколом и соответствует ноте Соль (sol3 или g’), находящейся на второй линии  нотной  системы  с  ключом скрипичным, но вполне еще не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого третьим колоколом.

Тринадцатый колокол – «Зазвонный 1-й», без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечник основания этого колокола – 9 1/8 вершка. Диаметр вершины его внутри 4 3/8 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 6 3/8 вершка. Число простых колебаний, которые произво­дит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 858,28. Тон этого колокола соответствует ноте Ля (la3 или a’), находящейся между второю и третьею линиями нотной системы с  ключом  скрипичным, но он ниже тона, издаваемого нормальным диапазоном.

Нормальный диапазон производит 870 простых колебаний в секун­ду при 12° Реомюра.

«Ясак», называемый в церковном уставе «Кандия», есть малень­кий колокол, или звонец, которым дается знать звонарю на коло­кольне о времени благовеста или звона. Ясак повешен не на ко­локольне, а на восточной стене самого храма, у окна против жерт­венника. На Ясаке нет никакого означения. Диаметр отверстия, или поперечник основания этого «Ясака» – 7 5/8 вершка. Диаметр вер­шины его, внутри, 3 5/8 вершка. Высота его внутри, от основания до верху, 5 5/8 вершка. Толщина звуковой части или вала, где уда­ряют языком, ½ вершка. Число простых колебаний, которые про­изводит этот «Ясак» в секунду, при 12° Реомюра, – 1044.

Тон ясака вполне соответствует ноте До (ut4 или с»), находящей­ся между третьею и четвертою  линиями  нотной  системы  с  ключом скрипичным, и есть верная, верхняя третья октава тона, издаваемого первым большим колоколом (табл. см. далее).

Колокола на Ростовской соборной колокольне расположены так, что девять из них, именные, повешены в один ряд по всей длине ее, а четыре безъименные повешены поперек на одной половине ширины ее, а также в один ряд.

По воскресным и праздничным дням звон производится во все колокола и всеми пятью звонарями, находящимися при соборе.

Этот полный звон бывает, как было сказано выше троякий: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский».

«Ионинский звон» производится пятью звонарями следующим образом:

Первый и второй звонари звонят в один самый большой колокол «Сысой» (С). Оба они, ставши под сим колоколом, качают язык его в две противоположные стороны и ударяют им в оба края колокола, так что у них выходит 42 удара в минуту.

Третий звонарь звонит в один «Полиелейный» колокол (Е). Он ударяет языком и наносит удары одновременно с ударами, нано­симыми первыми двумя звонарями в «Сысой».

Четвертый звонарь прежде звонил в 7 колоколов: в «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Козел» (as) и в 4 Безъименные колокола, а те­перь он звонит только в 6 колоколов: в «Лебедь» (G) «Красный» (g) и в четыре «Безъименные» колокола. «Козел» же, как разбитый ко­локол, выпус-кается.

В «Лебедь» (G) он звонит так: язык «Лебедя» притянут близко к одному его краю веревкой, которая другим концом своим привя­зана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, нахо­дящейся в натянутом положении, имеется на середине ее довольно длинная петля; в эту петлю вложен одним концом длинный дере­вянный брус, лежащий другим концом своим на полу колокольни; на этот брус, недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу и, при­жимая его книзу, ударяет в колокол так, что удары его совпадают с ударами в колокола «Сысой» (С) и «Полиелейный» (Е).

В прочие 5 колоколов он звонит так: берет в правую руку соеди­ненные веревки от языков 4-х «Безъименных» колоколов, а в левую – веревку от языка «Красного» колокола, и вместе с ударами в «Лебедь» ударяет сперва в два колокола: Красный (g) и «Безъименный» 11-й ко­локол (g’), потом в один «Безъименный» 10-й колокол (f’), после се­го опять в два колокола: «Красный» (g) и «Безъименный» 8-й коло­кол (с’), наконец еще в один – «Безъименный» 9-й колокол (d’); и таким образом, в месте с ударами в «Лебедь», он ударяет поперемен­но то в два, то в один колокол в течение всего «Ионинского» звона.

Пятый звонарь звонит в 4 колокола: «Голодарь» (Аs) «Баран» (е) и два «Зазвонные». Язык «Голодаря» притянут к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к верху желез­ных перил колокольни; у этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть довольно длинная петля; в эту петлю вложена одним концом толстая деревянная доска, лежащая другим своим концом на полу колокольни; на эту доску, недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу, чтобы, прижимая ее книзу, ударять в «Голодарь» (Аs).  Язык «Барана» (е) также притянут близко к одному его краю верев­кою, привязанною другим своим концом к верху перил; на эту верев­ку, находящуюся в натянутом положении, звонарь налагает левую руку, чтобы ударять в «Баран». Ударяет же он, во время «Ионинско­го звона», в «Баран» (е) и «Голодарь» (Аs) попеременно, но при этом наблюдает, чтобы удары в «Баран» совпадали с ударами, наносимы­ми четвертым звонарем, в «Красный» (g) и «Безъименный» 11-й коло­кол (g’), и опять с ударами, в «Красный» (g) и «Безъименный» 8-й ко­локол (с’), а удары в «Голодарь» (Аs) совпадали бы с ударами в «Безъименный» 10-й колокол (f’) и с ударами в «Безъименный» 9-й колокол (d’). В два «Зазвонные» колокола он звонит так: берет в правую руку соединенные веревки от языков их и ударяет в них также попеременно, но только вдвое чаще, так что удары во 2-й «Зазвонный» колокол (g’) не совпадают с ударами ни в какие другие колокола, а идут отдельно в промежутке, удары же в 1-й «Зазвон­ный» колокол (а’) совпадают с ударами всех прочих колоколов.

См. «Ионинский звон», изображенный в нотах. Здесь удары в два «Зазвонные» колокола представлены в четвертных нотах, а удары в большие и в прочие все колокола представлены в поло­винных нотах. В начале, сверху нот, изображающих этот звон, по­ставлено или написано М.М. =42, =84. Это означает, что по мет­роному Мельцеля ударов, соотетствующих половинным нотам, со­вершается 42 в минуту, а ударов, соответствующих четвертным нотам, совершается 84 в минуту.

«Акимовский звон» производится следующим образом: в 8 колоко­лов «Сысой» (С), «Полиелейный» (Е), «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (Аs), «Баран» (е) и в два «Безъименные» 8-й (с’) и 9-й (d’) звонят так же, как и во время «Ионинского звона»; но в два «Зазвон­ные» и два «Безъименные» колокола 10-й (f’) и 11-й (g’) звонят иначе.

См. «Акимовский звон», изображенный в нотах. Здесь в «За­звонные» колокола звонят вдвое чаще, так что ударов в эти колокола совершается не 84, а 168 в минуту, потому и удары в эти колокола представлены в осьмых нотах. В «Безъименный» 10-й колокол (f’) ударяют только в начале второй половины ноты такта и этот удар представлен в четвертной ноте; а в 11-й «Безъименный» колокол (g’) ударяют на первой половинной ноте такта три раза, из коих первые два удара соответствуют двум осьмым нотам, а третий соответству­ет четвертной ноте, потом в этот же колокол ударяют еще два раза в конце второй половинной ноты такта, и эти два удара представлены в двух осьмых нотах. Во время «Акимовского звона» удары в «Безъ­именный»  11-й  колокол  (g’)  называются пересечкой. Потому звона­ри и говорят, что «Акимовский звон» исполняется с пересечкой.

«Егорьевский звон» производится следующим образом: два первые звонаря, стоящие под большим колоколом (С), ударяют языком в один край его, а до другого противоположного края немного не допускают его, так что ударов у них в этот колокол совершается 21 в минуту.

В «Полиелейный» колокол (Е) звонарь звонит таким же обра­зом, как звонят два первые звонаря в большой колокол «Сысой» (С), то есть, он ударяет языком одновременно с ними и также в один край колокола. В прочие все колокола ударяют вместе. И ударов в колокола – «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (Аs), «Баран» (е) и в «Безъименные» 8-й (с’) 9-й (d’) и 10-й (f’) совершается также 21 в минуту; но в «Зазвонные» колокола и в «Безъименный» 11-й колокол (g’) звонят иначе.

См. «Егорьевский звон», изображенный в нотах. Здесь в «За­звонные» колокола на второй половинной ноте такта ударяют еще по четыре раза, а иногда и по два раза, и эти удары в первом случае представлены в осьмых нотах, а во втором в четвертных. В «Безъменнный» 11-й колокол (g’) ударяют в конце второй половинной ноты такта еще два раза, и эти два удара представлены в двух осьмых нотах. Последние два удара в «Безъименный» 11-й колокол назы­ваются и здесь пересечкой.

Будничный звон производится одним звонарем следующим об­разом. Язык «Красного» колокола (g) притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к низу железных перил колокольни. На эту веревку, в расстоянии одного аршина от перил, звонарь ставит левую ногу. В правую руку он бе­рет соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов. На ло­коть левой руки надевает петлю, имеющуюся на конце веревки от языка «Безъименного» 8-го колокола (с’), а в левую руку берет сое­диненные веревки от языков «Безъименных» колоколов 10-го (f’) и 11-го (g’). См. чертеж колоколов с надписью «Будничный звон». Звонит же он в эти 6 колоколов так, как изображено в нотах загла­вием: «Будничный звон».

При этом звоне колокол будничный «Лебедь» (s) не употреб­ляется: в него только благовестят.

«Звон будничный, употребляемый от недели Фоминой до отда­ния Пасхи», производится одним звонарем в 5 колоколов: в два «За­звонные», да в «Баран» (е), «Козел» (аs) и «Красный» (g). Языки от «Красного»  и  «Козла»  притянуты  к  краям  веревками, которые дру­гими своими концами привязаны к верху железных перил коло­кольни, и язык от «Барана» также притянут веревкою, которая дру­гим своим концом привязана к средине железных перил. У этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь ста­вит левую ногу, чтобы ударять в «Баран». В «Козел» же и «Красный» он ударяет попеременно, налагая на натянутые веревки их левую руку. А соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов находятся у него в правой руке. См. чертеж колоколов с надписью: «Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».

Звонит же звонарь в эти 5 колоколов так, как изображено в но­тах, под заглавием: «Звон будничный, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».

Три вышеозначенные звона: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский» нельзя назвать правильными, по отношению к му­зыке, потому что здесь в музыкальный аккорд С-dur входят звуки таких колоколов, которые весьма разногласят. Я со своей стороны нахожу необходимым при этих звонах выпустить следующие коло­кола: «Голодарь» (Аs), «Безъименные» 9-й (d’) и 10-й (f’), и первый «Зазвонный» (а’), но с тем, чтобы этот зазвонный заменить «Яса­ком»   (с») 1).

Производить же эти звоны, удерживая характер их, должно так, как они изображены в нотах, под заглавием: «Исправленный Ионинский звон», «Исправленный Акимовский звон», «Исправ­ленный Егорьевский звон».

Обычный «Будничный» звон также весьма неправилен. Его исправить можно таким образом. Разбитый колокол «Козел» за­менить новым колоколом, тон которого соответствовал бы ноте си (si или h), находящейся выше пятой линии  нотной  системы  с  басовым ключом, 8-й колокол, Безымянный, выпустить, и наконец звонить так, как изображено в нотах под заглавием: «Ис­правленный будничный звон».

Этот будничный звон будет основан на аккорде G-dur, который есть самый сродный аккорду С-dur.

Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи, можно исправить также, как и обыкновенный. Разница та, что при исполнении сего звона звонарь звонит только в 5 колоколов; зво­нит же он так, как изображено в нотах, под заглавием: «Исправ­ленный будничный звон, употребляемый от недели Фомины до отдания Пасхи» 1).

Рассказав о красивейших в России звонах, следует отметить также, что Введенский собор в городе Чебоксарах славится своими колоколами, гармоничный звон которых слышен на двадцать пять верст по течению Волги 2).

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Поддержите наш сайт!
Оставьте комментарий к данной статье.

Для комментирования надо быть зарегистрированным ВКонтакте