Вторник, 19 марта 2024

История колокольного искусства и колокольного дела

Использование небольших колокольчиков в дохристианскую эпоху часто было связано с различными языческими культами и восточными верованиями, распространенными на территории Индии, Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, что подтверждено археологическими раскопками, возраст которых восходит к 20 веку до н.э. Это послужило препятствием к использованию и распространению колоколов и колокольчиков в христианском мире.

Во времена первых гонений на христиан (I-III) не могло быть и речи об использовании громогласных инструментов, поэтому призыв к богослужению производился через особых лиц — народособирателей. После прекращения гонений в 311 году император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовые инструменты по примеру Моисеевых труб, но они после его смерти использовались недолго. На смену им пришло деревянное било (позднее металлическое), которое всегда было одно и изогнутой формы.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.). В период управления своей епархией в 4-5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

Официально церковный колокольный звон был введен папой Сабинианом (604-606 гг.).

В связи с более поздним внедрением в церковную жизнь колоколов в Европе, можно говорить о значительном отрыве восточной традиции литья, как в качественном отношении, так и в весе готовых колоколов.

В 733 году в Киото (Япония) был отлит колокол     To-dai-ji Temple Bell весом около 24 тонн и высотой 4 метра, который до сих пор сохранился и используется. В 771 году в Корее был отлит колокол Эмилле (Emile) весом 25 тонн и высотой 3 метра, при отливке которого была принесена в жертву невинная девочка.

Стоит заметить, что восточная традиция не предусматривает раскачивание всего колокола (как западноевропейская), колокол подвешен неподвижно и звукоизвлечение выполняется посредством деревянного ударника.

На Русь вместе с православной верой из Византии пришли отнюдь не колокола, как принято считать, а деревянные била. Стоить заметить, что в Византии колокола появились   еще  в  IX   веке,   но    не    получили   должного  распространения, поэтому на всей территории империи преимущественно использовались именно била.

Первое упоминание в русских летописях о использовании колоколов относят к 1066 году, причем эти колокола пришли из Западной Европы и раскачивались при помощи очепа.

При «очепном звоне» к маточнику колокола прикрепляется специальный шест – очеп, к противоположному концу его прикрепляется веревка, которой звонарь управляет всем колоколом находясь на земле. Единственной сохранившейся поныне колокольней с очепным принципом звона является колокольня Псково-Печерского монастыря, остальные колокольни постепенно перешли на язычный принцип звона и классическую схему развески.

Первые колокола на Руси производились иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров.

В 1125 году монах Теофилус из кёльнского монастыря Святого Пантелеимона подготовил первое руководство по литью колоколов «Записки о разных искусствах» («Schedula diversarum artium»). В этом руководстве была описана подготовка формы, технология литья и состав сплава.

В Китае в 1415 году был отлит колокол Yongle Bell (Big Bell Temple) весом 46 тонн и высотой 7 метров, а в  Европе, в том же XV веке, в 1497 году в Эрфурте был отлит колокол «Марии Глориозы» весом  11,5  тонн.

Самый большой за всю историю отлитый колокол весом      297 тонн был отлит в 1484-1487 годах для пагоды Шведагон в Янгоне во время правления царя Дхаммазеди. При  его изготовлении, помимо меди и олова, были использованы золото и серебро. На нем находится много надписей и инкрустаций из драгоценных камней (изумрудов и сапфиров), о чем свидетельствовал еще в 1583 году венецианский купец Гасперо Бальби, описавший этот колокол.

В период междоусобных войн в Бирме португальский пират и наемник Фелиппэ де Брито и Никотэ захватил пагоду Шведагон и похитил из нее колокол, погрузив его на плот, намереваясь в дальнейшем перелить его на пушки. Однако планы его нарушились из-за того, что колокол затонул при перевозке в месте слияния рек Баго и Янгон, самого де Брито постигло наказание за осквернение бирманской святыни – его посадили на кол. Сейчас великий колокол царя Дхаммазеди находится в месте потопления в реке под слоем ила приблизительно 8 метров. Предпринимаемые попытки по поднятию колокола до сих пор не увенчались успехом.

В   России   же,   только   после   падения татаро-монгольского ига, началось возрождение колоколо-литейного дела. В Москве был открыт «Пушечный двор», на котором отливали пушки и колокола. Постепенно на Руси сложился «язычный» принцип звона, при котором раскачивается не весь колокол, а только язык, что позволило отливать большие колокола и без особых усилий осуществлять в них звон.

В 1532 году был отлит колокол 8 тонн, а в 1533 году – колокол 16 тонн.

В XVII веке вес русских колоколов стремительно увеличивается. В 1600 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол весом 2450 пудов (разбился при пожаре), в 1652 году мастер Емельян Данилов из него переливает Царь-колокол весом 8000 пудов (130 тонн) (разбился в 1654 году в процессе чистки), в 1655 году мастер Александр Григорьев из него переливает Царь-колокол весом 10000 пудов (160 тонн) (разбился при пожаре 1701 года), в       1735 году из него перелит Царь-колокол весом 12000 пудов    (200 тонн). Отливку последнего начал Иван Моторин, а после смерти закончил сын – Михаил. Последний Царь-колокол ни разу не звонил и погиб при очередном пожаре, случившемся в Москве в 1737 году во время процесса чистки, от него откололся большой кусок весом около 11 тонн. Гибель последнего колокола связывают с падением его в литейную яму и попытками потушить холодной водой упавшие на него деревянные конструкции, что повлекло образование трещин и раскола из-за перепада температур. И лишь в период правления Николая I в 1836 году он был водружен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого и служит памятником искусству русских колокололитейщиков.

В 1633 году в Киото (Япония) был отлит колокол     Большой колокол (Chion-in Temple Bell) весом 74 тонны, а в 1810 году в Бирме (сейчас Мьянма) в городе Мингун был отлит знаменитый Мингунский колокол весом 90 тонн.

В 1817 году из трофейных французских пушек был отлит Большой Успенский колокол весом 4000 пудов (более 65 тонн). Отливка колоколов из пушек не была редкостью. В 1875 году в Германии с добавлением бронзы из трофейных пушек отлили 27-тонный колокол  для  собора  в Кельне, но в 1917 году его расплавили для военных нужд, а в 1923 году на его место отлили новый 24-тонный колокол.

В XX веке погибло много колоколов не только в России, но и в Европе. В годы первой мировой войны для военных нужд было уничтожено почти 70 тысяч колоколов.

Использование металла колоколов для военных целей не было редкостью и раньше. Например, Петр I повелел четверть всех колоколов отдать государству.

Суммарный объем производства всех колокольных заводов в конце XIX — начале XX века составлял около 2000 тонн в год, существовало более 25 крупных предприятий. Сейчас, общие объемы всех производителей колоколов не превышают 700 тонн в год.

Колокола всегда были голосом Церкви, поэтому многие революции начинались с разрушения храмов и уничтожения колоколов. Во время Великой французской революции (1789-1804 гг.) были уничтожены почти все колокола, часть перелита на монеты, а часть – на пушки. В Испании во время секуляризации большое количество колоколов было продано в Англию.

В России после 1917 года также началось уничтожение колоколов. В 20-30-е годы XX века были уничтожены порядка 70% колоколов, продан в Гарвардский Университет (США) Даниловский набор колоколов.

Вместе с уничтожением колоколов в России разрушали  и  мастерские,  в  которых  веками  отливались колокола. Единственным сохранившимся строением дореволюционного времени является здание завода братьев Усачевых в г. Валдае. Сейчас там находятся городские бани В годы второй мировой войны также продолжилась переливка колоколов на военные нужды. В 1941 году при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 году. В 1942 году был расплавлен для военных нужд самый большой колокол Японии весом 164 тонны, отлитый в 1902 году. В Германии в порту Гамбурга было оборудовано печально известное «кладбище колоколов», куда свозили колокола со всей страны, большинство которых ушло на переплавку.

К концу Великой Отечественной войны стали оживать церкви и колокольные звоны в Псково-Печерском монастыре, Киево-Печерской Лавре, кафедральном соборе Богоявления в Елохове, Новодевичьем и Донском монастырях и других обителях. В 1946 году на Пасху зазвучали колокола Свято-Троице Сергиевой Лавры.

В 1976 году для острова Кюсю (Япония) был отлит колокол «Летающий дракон» весом 37,5 тонн. В 1999 году во Франции для города Ньюпорт (США) отлит «The World Peace Bell» («Мировой колокол мира») весом 30 тонн.

В 2000 году в Китае был отлит 116-тонный буддистский Колокол Счастья (Bell of Good Luck), на данный момент являющий самым большим действующим колоколом в мире.

Самый большой раскачивающийся колокол             Gotenba Bell установлен в качестве мемориала у подножия горы Фудзияма в Японии. Колокол был отлит в 2006 году в Нидерландах литейней «Royal Eijsbouts».

Возрождение колокольного дела в России началось на рубеже 80-90-х годов XX века. Первые артели появились в Воронеже и Москве.

Московская мастерская Константина Чернова за годы своего существования сумела произвести огромное количество колоколов от 5 кг до 24 тонн,  которые до сих пор радуют прихожан по всей России. В 90-х годах были  отлиты колокола для Оптиной пустыни, Бородинского и Дивеевского монастырей, Святой Земли.

Для московских колоколов был выбран профиль знаменитого завода Финляндского, таким образом мастерская Чернова стала прямым приемником традиций московского литья.  Мастерская существует до сих пор.

Первые колокола воронежских мастеров отливались «в землю», что не давало высокого качества звучания и орнаментации, но постепенно предприятие развивалось и после начала применения керамики в качестве формовочной смеси позволило получать стабильно хорошие колокола.

Помимо огромного спроса на небольшие колокола, стоит отметить отливку больших колоколов-благовестников в 1990-х – начале 2000-х годов: 1996-1997 года – отливка набора колоколов для Храма Христа Спасителя, среди которых «Царский» — 27 тонн и «Святительский» — 16 тонн. В 2002 году – отливка 2-х колоколов для Троице-Сергиевой Лавры – «Благовестник» — 35,5 тонн и «Первенец» — 27 тонн.

В 2003 году для Саввино-Сторожевского монастыря был отлит колокол «Рождества Пресвятой Богородицы» весом 35 тонн, а для Троице-Сергиевой Лавры «Царский колокол» весом 72 тонны.

В 2008 году в Россию были возвращены старинные колокола Данилова монастыря из Гарвардского университета, среди которых 12-тонный колокол производства завода Финляндского.

Помимо богослужебных звонов стало уже традиционным проведение пасхальных концертов и колокольных фестивалей, одним из них является ежегодный московский фестиваль «Перезвон», проходящий в дни светлой седмицы.

Таким образом, можно выделить самые большие колокола разных традиций:

Восточная традиция.

Самый большой отлитый колокол – Великий затонувший колокол царя Dhammazedi —   297 тонн (1484-1487, Бирма, Янгон), затонул в 1608 году. Самый большой используемый – Колокол Счастья – 116 тонн (2000, Китай, Хэнань) — самый большой действующий колокол в мире.

Западноевропейская традиция.

Самый большой церковный колокол – 24 тонн (1923, Германия, Кельн). Самый большой раскачивающийся колокол – 36 тонн 250 кг (2006, Япония, Готенба).

Русская традиция.

Самый большой отлитый колокол «Царь-колокол» – 203 тонны (1737 г., Москва), разбит при пожаре, установлен в Московском Кремле. Ни. Самый большой используемый колокол — «Царский» – 72 тонны (2003, Сергиев-Посад).

Стоит отметить, что наличие огромных колоколов не было отмечено гигантизмом, а колокола выполняли не только церковные функции, но и политические. Например, многие послы и путешественники в своих дневниках и путевых заметках дивились и восторгались величием и размерами второго 160-тонного «Царь-колокола», который был размещен в Кремле и звонил на протяжении полувека. Они сравнивали его со своими «огромными» по меркам Европы раскачивающимися самыми большими 20-тонными колоколами и делали вывод о мощи государства.

Русский народ всегда любил колокола, называя части колокола как у человека – уши, тулово, язык, плечи, юбка. Колокол вещал. К колоколам всегда относились очень благоговейно и использовали в богослужебных целях, а совсем  редко  при  особо важны  событиях – собрания Вече («Вечевой колокол»), звон на встречу царственных особ, проводы и встреча войск с войны. Часто колокола носили прозвища по благозвучности («Красный», «Лебедь»), по знаку богослужения («Полиелейный», «Постовой»), по названию храма («Успенский») и т.п.

В Европе звоны с XII века приобрели светские функции. Это связано с применением колоколов в карильонах, на различных ратушах и в курантах. Отдельные колокола оповещали о важных событиях – будили, обозначали время рабочего дня, провожали ко сну. В некоторых городах использовались колокола, сообщавшие об открытии и закрытии питейных заведений, сообщали об уплате долгов, о банкротстве, о начале суда и казни.

В 2012 году Московской Школой Звонарей был подготовлен список 30-ти самых больших колоколов в мире (более 20 т), который размещен на сайте: www.bellschool.ru

 Илья Дроздихин,
руководитель Московской Школы Звонарей