Вторник, 19 марта 2024

Диапазон колоколов

Дело в том, что колокол как звучащий объект отличается от других объектов, которые используются в музыке. Его структура не как у пластика, абсолютно гомогенная, а этот сплав, из которого делают колокол, он обладает некоторой способностью к эволюции. То есть если на колоколе играет хороший звонарь, если он не лупит со всей дури, если не залипает язык, то есть если нет чрезмерного усилия, которое эти трещины усиливает, колокол, как говорят звонари, раззванивается. Колокол может звучать лучше, чем раньше. Это как с музыкальным инструментом, который каким-то образом запоминает микромоторику, на которую он отзывается. Казалось бы, чего проще, дернул за веревку – он звякнул. Нет.

У хорошего звонаря колокола начнут раззваниваться. Эта структура трещин, микротрещин внутри колокола, она всегда будет индивидуальна. Поэтому у каждого колокола есть своя жизнь. Чудо, когда колокол живет много лет, потому что очень часто, если им пользоваться как попало, если, например, в сильный мороз в колокол бить со всей дури, можно его просто расколоть. Колокол – это вещь тонкая, хрупкая, развивающаяся.

Александр Маноцков, композитор