Четверг, 25 апреля 2024

Сила России – в ее истоках, в ее древнейшей культуре

Сила России – в ее истоках, в ее древнейшей культуре. Россия держалась и будет держаться в своих традициях, ведь ни в одной стране мира нет стольких, обычаев, легенд, культурных ценностей. А наши церкви. Когда подходишь к нашим церквям, испытываешь какое-то неописуемое волнение, чувство гордости и радости, которое может испытать только русский человек.

Европейские церкви загнаны в строгие архитектурные рамки и не выделяются из общей массы домов. А у нас в церковные постройки вложена вся широта и красота нашей души. Это демонстрирует отношение к вере, к святому, к мирозданию. Даже наши русские колокола звучат по-другому. О них я как раз хотел поговорить.

Однажды осенью со своим классом я посетил город Орел. Орел – город, в котором родились и жили многие великие талантливые люди. Есть под Орлом небольшое село, в котором стоит старая ветхая неприметная церковь, в которую мы заехали. Несмотря на свой вид, она производит впечатление последней капли старины в наш современный век. Когда мы приблизились к ней, меня охватило необыкновенное чувство, которое невозможно описать и передать. Мы вошли внутрь.

Вроде бы обычная церковь с золотым алтарем, с иконами, с приятным теплым запахом. Но ощущение этой сельской глубинки, этого русского чуда, запах свеч, изредка перекликающимся с запахом осенней деревеньки, теребил душу. У этой церкви была небольшая колокольня, на которую нам разрешили подняться. На колокольню вела старая крутая лестница. Пока я лез по ней, я несколько раз нехорошо подумал в адрес тех, кто отправил нас на колокольню. С большим трудом я все-таки поднялся на колокольню. Передо мной простиралась прекрасная картина: огромный яблоневый сад, ветки деревьев тянулись и переплетались как щупальца осьминога, а под ними желтые листья. И когда лучи уходящего солнца подали на них, казалось, что под нами золотой ковер, который переплетается тысячами нитей ветвей. А вдаль за горизонт тянулись поля, изредка пересекающиеся редкими пролесками.

Вскоре к нас поднялся церковный звонарь. Он медленно и тихо стал звонить в колокола, и звук не спеша, на цыпочках, начал разливаться по округе. Внезапно природа ожила, звук начал проникать в каждый листочек, в каждую травинку, и природа запела и заиграла, и звуком наполнила все живое. Когда колокола умолкли, все успокоилось и пошло ровной чередой как раньше.

Но время неумолимо летело вперед. Нас загнали в автобус, и мы отправились в гостиницу в Орел. Но эта музыка произвела на меня необыкновенное впечатление. Все-таки наши колокола звучат по-другому.

Наталья Цетлина