Среда, 24 апреля 2024

Антиколокольная кампания в России в XX веке

Против уничтожения колоколов выступали многие представители культуры 20-30-ых годов XX века. Знаменитый звонарь Константин Сараджев хотел организовать образцово-показательную звонницу в Парке культуры им. Горького. Для этого он отобрал из Московских храмов наиболее благозвучные с его точки зрения колокола. Он был из семьи музыкантов, его отец – знаменитый дирижер Соломон Сараджев. И, естественно, что поддержка была очень большая. Писали многочисленные письма, но, к сожалению, эти письма остались без ответа.

На спад антиколокольная кампания пошла, когда практически нечего было изъять уже. Это вторая половина 30-ых годов. Осталась самая маленькая толика.

Окончательных цифр, сколько удалось собрать, я думаю, мы не найдем никогда. Например, на 1 сентября 1930 года стоимость полученных материалов из колокольной бронзы в золотой валюте по ценам Лондонской составила 43 936 тысяч рублей. 6 мая 1933 года состоялось секретное заседание Комиссии по культам по Президиуме ВЦИК, на котором был определен порядок заготовок колокольной бронзы. Разнарядка только на 1933 год составляла 6 300 тонн. Но если сравнить эти цифры с тем, что в 1929 году Гидроцветмет подготовил для ВЦИК справку, согласно которой общее количество церквей в стране составляло 49 015, а весь колоколов 97 950 тонн. Можно представить масштабы изъятия колоколов.

После принятия Советом труда и обороны 29 апреля 1934 года секретного постановления о заготовке колокольной бронзы в 1934 году, только на БССР разнарядка составила 100 тонн. 20 мая 1934 года СНК Беларуси принял соответствующие постановления, в которых наметил ряд мероприятий по выполнению этой разнарядки. В сентябре 1934 года союзное правительство вынесло решение о дополнительной заготовке колокольной бронзы. И опять-таки только на Беларусь дали разверстку в 150 тонн, которая должна была быть выполнена к 31 декабря 1934 года. То есть только за четвертый квартал. И снова СНК Беларуси принимает постановление о заготовке-отгрузке в течение четвертого квартала уже 150 тонн колокольной бронзы.

Из интервью доктора исторических наук
заведующей музея Истории Верховного Суда Российской Федерации
Бондаренко А.Ф.