Вторник, 19 марта 2024

Традиции колокольного звона московских храмов

Когда-то колокольный звон на Руси сопровождал человека от первого до последнего дня его жизни. Это звон плыл над землей и разносился окрест. В праздники и будни, возвещая о великих победах и страшных несчастьях. Московские храмы имели свой голос. Были знатоки, которые не только различали звучания отдельных колоколов, но и собирались в Пасхальную ночь, чтобы этим звоном насладиться.
Династии русских звонарей канули в прошлое, от отца к сыну сейчас это искусство не передается, зато появились школы звонарей.

Русский народ очень любил наши колокола, и поэтому части тела колокола называются как у человека. У колокола есть уши, тулово, плечо, губа, язык. Колокол как бы вещал, то есть он разговаривал с людьми на одном языке.

Нотной грамоты у звонарей нет, ученики записывают тот или иной звон с помощью стрелочек. Еще можно использовать речевые подсказки. Чтобы запомнить какие-то звоны старые звонари заучивали скороговорки, и себе во время звона они их проговаривали. Например, «почем треска, почем треска, три рубля, три рубля».

В Московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина, в первую очередь, практические занятия, но и без теории не обойтись. В том числе нужно знать историю. До колоколов использовались била — деревянные доски, по которым ударяли деревянным молотком. Такие инструменты используются до сих пор для созыва верующих на Афоне.

Илья Дроздихин, руководитель школы, учит с азов. Минимальный набор колоколов для храма, так называемая малая звонница, семь штук, с этого ученики и начинают. Но опытный звонарь вполне может справиться и с целой дюжиной. Если на колокольне сверхтяжелые колокола, 8 тонн, 16 тонн, то обычно на такие большие колокола задействуется отдельный звонарь. А основной звонарь легко справляется со всеми меньшими колоколами.

Колокол не такой инструмент, на котором можно сыграть мелодию, а вот чувством ритма звонарь должен обладать обязательно. И еще – хорошей координацией движений.

Все колокола делятся на три группы. В правой руке у звонаря малые зазвонные колокола. Средние колокола, подзвонные, которые подзванивают общей композиции, управляются левой рукой. И самые большие колокола, благовестники, управляются педалью при помощи ноги.

Чем больше колоколов в звоннице, тем лучше, тем богаче палитра звука. Это как наличие инструментов в оркестре. Самым сложным считается трезвон. Устав не предписывает последовательность ударов, говорит лишь, что надо звонить во все колокола.

В музее-заповеднике Коломенское колокола звонят ежедневно. В данном случае это не приглашение на службу, а особый звуковой фон, позволяющий лучше воспринять красоту бывшей царской резиденции.

Как бывший музыкант Евгений Фокин и в церкви нашел свое место – стал звонарем. А десять лет назад его пригласили в Коломенское. В Москве это, наверное, единственная колокольня, где, как говорится, можно звонить в свое удовольствие, какие-то композиции свои.

Шедевр коломенской коллекции колоколов, музейный шедевр, удивительный, который действительно был в реальном времени, в реальной жизни, выполнял свои функции, это колокол с 12-ю арочными отверстиями, который был отлит по заказу царя Алексея Михайловича. Колокол отлили в 1648 году для Алексеевского монастыря. Таких уникальных арочных благовестников сохранилось всего два. Второй тоже здесь, в запасниках музея.

Сделать такой колокол – это продемонстрировать высоту мастерства. Сейчас, конечно, этот колокол и остальные музейные экспонаты не звонят, но даже внешне они представляют собой произведение искусства. Изысканный растительный орнамент, львиные маски и надписи по периметру на старославянском, в которых рассказывается при каком государе отлит, для какого храма и кто был мастером. И, конечно же, поражают размеры благовестников.

Материал для производства колокола – колокольная бронза. На протяжении веков ее состав не меняется – 80% меди и 20% олова.

Колокольная бронза находится в печи до пяти часов, потом ее можно заливать в форму. После заливки металла в форму колокол должен остыть, после этого его обстукивают и вынимают колокол из формы. И вот это практически готовый колокол.

И плыл этот звон, и его подхватывали благовестники всех Московских храмов и монастырей.

Телеканал «ТВЦ», программа «Наша Москва»
Автор — Денис Щербаков