Четверг, 28 марта 2024

58. Колокола в изобразительном искусстве (370 стр.)

Вечевой колокол был не раз предметом изображения в живо­писи.

Как сообщил В. В. Стасов, мотивом первой русской виньетки в русском стиле был вечевой колокол, именно, в 1857-58 гг. профес­сор архитектуры Горностаев проектировал совместно с В. В. Стасо­вым и нарисовал две первые русские виньетки: одну для издания «Камаринской» Глинки (с изображением музыкального инстру­мента балалайки и др.), другую – для издания музыки Глинки к трагедии «Князь Холмский», Кукольника; на этой последней винь­етке изображен древний вечевой колокол с тремя веревками – крас­ной, синей и зеленой; откуда проф. Горностаев взял или вычитал эти подробности, В. В. Стасов не помнит.

Затем, несколько лет тому назад на одной из передвижных вы­ставок появилась картина Клавдия Лебедева: «Увоз вечевого ко­локола из Новгорода при Иване III» 1).