Пятница, 29 марта 2024

21. Колокола Москвы (135 стр. – 155 стр.)

На колоколе при церкви Св. Николая Чудотворца в Столпах (в Москве) находится следующая надпись: «Лето 7124 (1616) году генваря в 28 день в доме к великому Чудотворцу Николаю и Сергию Чудотворцу, при попе Алексее и при попе Кононе, которые у Ни­колы Чудотворца служат, дал дьяк Богдан Губин и сын ево Василей сей колокол, весу в нем 9 пуд один фунт».

На другом: «Me fecit Amsterledami 1632 Soli Deo gloria Assuerus Koster», т.е. «Меня сделал в Амстердаме 1632 года Асвер Костер».

В церкви преподобного Сергия, что на Дмитровке, в Москве, сохранились колокола с такими надписями: «Лета 7144 (1636) году дали сей колокол прихожане Сергию Чудотворцу, что на Дмитров­ке, Мина Бавыка, да Артемий Карпов, да Андрон Федалев, да Сте­пан Самойлов, да Василий Иванов, да Лука Семенов, да Афанасий Борисов, да Максим Фатьманов и все прихожане, а весу в колоколе 8 пудов 22 гривенки».

На втором: «Выменен сей колокол к церкви Успения Пресвятыя Богородицы и преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго Чудотворца, что на Дмитровке, по родителех, по Иоанне и Петре и по Матрене и по их сродниках в вечное поминовение, а весу в нем 21 пуд 10 фунтов».

В церкви Преображения Господня, что на Песках, в Москве, находится колокол с такой надписью: «Лета 7204 (1696) году генваря, при державе великаго государя царя и великаго князя Петра Алексиевича Великия и Малыя и Белыя России самодержца, пе­релит сей колокол во граде Переславль-Залесской в соборную цер­ковь Преображения Господня при протопопе Алексии с братией, а весу в нем 30 пудов».

На колокольне церкви Св. Параскевы в Охотном ряду в Москве на колоколе следующая надпись: «7198 (1690) году месяца апреля в 20 день, на празднике Воскресения Христова., дворецкой Матвей Тимофеев сын Одуевской по отцу своему к церкви преподобныя матери нашея Параскевы в приходе у двора боярина князя Ивана Борисовича Троекурова, для своего душевнаго спасения и жены и детей своих  и  для поминовения своих родителей и по довольстве временной жизни своей в вечное поминовение души своей. Лил сей колокол мастер Михайла Матвеев сын Ладыгин, а весу в нем 64 пуда 15 фунтов».

В церкви преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца, что в Старых Серебрениках, у реки Неглинки, у Трубы в Крапивках (ныне Константинопольское подворье), на колоколе написано: «Ле­та 7197 (1689) году вылит сей колокол; приложили сей колокол от малаго своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские к церкви преподоб­наго отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглины у Трубы в Старых Серебрениках, для поминовения усопших срод­ников своих; весу в сем колоколе 73 пуда, денег за него 335 рублей, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин».

Далее на московских колоколах сохранились следующие надписи:

На колокольне Петровского Высокого, что на Трубе, у Петров­ских ворот, монастыря.

—   «Лета 7053 (1545) наменил колокол к Святому Чудотворцу Николе в Смердыни Юрий Тимофеев сын Родичева».

—   «Лета 7171 (1663) дан сей колокол в Петровской Высокой монастырь Петру митрополиту».

В церкви Воскресения Христова, что на Успенском Вражке (близ Тверской).

30  «1766 года марта 24 дня сей колокол к церкви Воскресения Христова, что на Успенском Вражке, при священнике Феодоте Прокопиеве, подаянием доброхотных дателей, весу в нем 64 пуда». На поверхности иконы Казанской Богоматери и Святителя Николая.

31  «Лит в Москве на заводе Григория Иванова».

В церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Овражке (в Газетном переулке).

«1711 году марта в 8 день выменен сей колокол к церкви Успе­ния Пресвятыя Богородицы, что на Успенском Вражке, прикладом Григория Ивановича Горихвостова, который был вылит 7160 (1652) году, а за дело и за прибавочную медь дано 32 рубля подаянием мирских людей, тщанием тоя церкви священника Иоанна Стефа­нова, весу 36 пуд 5 фунтов».

В церкви Воскресения Христова, что в Кадашеве, на большом колоколе написано: «Божиею милостию вылит сей колокол в царствующем граде Москве к церкви Воскресения Христова, что в  Ка­дашеве 1750 году декабря 15 дня, при державе благочестивейшия, и самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Елисавете Петровне всея России, при наследнике Ея внуке Петра Перваго, благоверном государе, великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его благоверной государыне, великой княгине Ека­терине Алексиевне благословением Святейшаго, Правительствующаго Синода иждивением шелковой фабрики содержателя Ивана Никитина, сына Садовникова, при священнике Феодоре Амвросимове. Весу 400 пудов». В клейме: «А лил его мастер Константин Михайлов Слизов». На поверхности колокола изображены: 1) Воскресение Хрис­тово, 2) Успение Божией Матери и 3) Икона Тихвинской Богома­тери, в честь которых устроены престолы.

Владимирскую церковь, что у Никольских ворот, колоколами и утварью снабдил Земский приказ. В делах монастырского приказа (связка 34, №13 (2256)) значится: «В 7200 (1692) году, по имянному великаго государя указу, в Китае городе, у Никольских ворот, на часовном месте построена церковь Владимирския Богородицы а колокольня и две кельи и всякая церковная утварь и колокола по­строены из приказу Земских дел».

В церкви в селе Медведкове под Москвой были два колокола, один висящий на колокольне, а разбитый лежал в нижней церкви. На первом написано: «Лета 7125 ноября 23 дня царственные боль­шие печати и царственных великих посольских дел оберегатель ближний боярин и наместник Новгороцский князь Василий Василиевич Голицын приложил сей колокол в подмосковной своей вот­чине к церкви Покрову Пресвятыя Богородицы, весу в нем 4 пуда 27 фунтов и сему колоколу быть у той церкви Божией в веки неотъ­емлемо. Лил сей колокол Дмитрий Моторин». Верхняя часть этого колокола сквозная, украшена львиными головами и орнаментами.

На втором разбитом колоколе читаем: «Лета 7195 (1687) по указу великих государей дана вотчина царственных большие печати и государственных великих Посольских дел оберегателю ближне­му боярину и наместнику Новгороцкому князю Василию Василье­вичу Голицыну в Московском уезде село Медветково с деревнями а в том селе у церкви Покрова Пресвятыя Богородицы колокол при­кладу боярина князь Дмитрия Михайловича Пожарскаго, весом был пуда 28 фунтов и тот разбит, а ныне по приказу боярина и сбе­регателя князя Василия Васильевича, тот разбитой колокол про­менян, а взят вместо того сей колокол, весу в нем 2 пуда 4 фунта и сему колоколу быть в селе Медве, что у церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в веки неотъемлемо».

В церкви Гребневской Божией Матери находится колокол с надписью: «7190 (1682) году построен колокол сей к церкве Пре­святыя Богородицы Гребневския по Володимире Ивановиче, по же­не его Феодоре Ботанове, княгини Феодоры, дан колокол 200 рублев, лил сей колокол мастер Федор Моторин».

Остальные колокола этой церкви принадлежат эпохе царство­вания Елизаветы Петровны.

В церкви Рождества в Путинках, на Малой Дмитровке, все коло­кола новые, кроме одного, который представляет памятник литей­ного искусства XVIII века. Из надписи на нем видно, что он перелит в 1715 году славным тогда литейщиком Иваном Моториным, из прежнего поврежденного в пожаре 1712 года.

В московском Симоновом монастыре колокольня пятиэтажная, в средине северной ограды. Начата сооружаться по Высочайше утвержденному проекту профессора архитектуры и придворного архитектора Константина Андреевича Тона, 1835 года апреля 28 числа, а кончена вчерне в 1839 году. В третьем этаже находятся колокола: один в 1000 пудов. На нем следующая надпись: «Во хвалу и во славу Бога всемогуща, во едином существе в трех лицах суща, и в честь родившия воплощенно Слово, сей колокол состроен на Симоново, в обитель Успения Божия Матери, да гласом созывает в храм его верных, хвалу Ему о благах всяческих даяти, и о нуждах молитвы теплыя проливати. Слияся же сей колокол в лето от созда­ния мира 7186, а от Рождества Бога Слова 1677, месяца сентября в 30 день, при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, при архипастырстве великаго господина святейшаго Кир Иоакима патриарха Московскаго и всея России, обители же тоя при архимандрите Пахомии, весу в нем тысячу пуд. Лил мастер Харитонка Иванов сын Попов с товарищем Петром Харитоновым сыном Дурасовым».

Другой колокол в 300 пудов; на нем следующая надпись: «Лета 7174 (1665) месяца октоврия в 1-ый день, Божиею милостию слит в доме Пречистыя Богородицы всечестнаго ея Успения, в честную обитель Симонов монастырь; при державе при великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, а в колоколе весу триста пуд, а лил государев мастер Александр Григорьев».

Третий в 150 пудов, на нем следующая надпись: «Божиею ми­лостию, повелением благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, скипетр держащаго Мос­ковскаго государства и всея России, и по благословению отца его великаго государя святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея России, перелит сей колокол в некончаемый дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Симонов монастырь, при архимандрите Левкии, еже о Христе с братиею, просящих бу­дущих благ и жизни вечныя в селах горняго Иерусалима, лета 7129 (1621) июня в 20 день, мастер Кирило Самойлов».

Четвертый в 60 пудов, по монастырской описи называется «си­ротским». На нем надпись: «Лета 7135 (1627) месяца майя в 20 день, слит сей колокол при государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче, всея России самодержце, и великой княгине Евдокии, и при их благоверных чадех, при царевне Ирине и при святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея России, в до­ме Пречистыя Богородицы, в Симонов монастырь, при архиманд­рите Левкии с братиею. Делал мастер Богдан Васильев». Кроме того, находятся на колокольне еще восемь колоколов меньшего размера без надписей. На четвертом этаже – боевые часы с чет­вертями 1).

Московский Симонов монастырь славился всегда благолепием храмов, благочинием службы и благозвучными колоколами. Из­вестно предание, что во время осады Казани русскому воинству слышался как бы из города непостижимый звон колоколов. Приме­чателен рассказ об этом событии. «И сам царь благочестивый свои­ми царскими ушами слыша звон от града Казани, яко Симоновскаго монастыря большаго колокола глас» (Степенная книга, степ. XVII, гл. 10, титла 25) 2).

Из расходной книги Царской казны 1616 года видно, что пушеч­ные и колокольные литцы Кодрат Михайлов и Григорий Наумов вылили в Новоспасский монастырь колокола, за кои пожалованы были от царя сукнами. Филаретовская шатровая колокольня с цер­ковью Преподобного Саввы Освященного, у собора, разобрана, по ветхости, в 1787 году.

Во вкладной книге монастыря 1658 года записано было: «Устро­ил великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич сво­ею государскою Патриаршею казною колокольню шатровую, а по углам с средняго пояса столпы круглые толщие, да на той же ко­локольне изволил он великий государь построить часы боевые, ко­локол боевой, да два колокола перечасных» 1).

В четвертом ярусе колокольни Новоспасского монастыря висят одиннадцать колоколов, из коих в 827 пудов, перелитый после 1812 г. архимандритом Амвросием Орнатским, потом разбитый, из разбитого вновь перелитый архимандритом Филаретом Дроздовым 1816 г. Над четвертым ярусом купол, покрытый белым железом по железным стропилам, где устроены боевые часы; над ними фонарь с осьмью часовыми колоколами 2).

На юго-западном углу московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе, сделана была шатровая колокольня. На ней были колокола: первый в 104 пуда 10 фунтов, пожалованный государем Феодором Алексеевичем из Пушечного двора в 1680 году вместо разбитого в 62 пуда, другой колокол в 60 пудов с лишком, третий в 11 пудов 12 фунтов и 3 малых зазвонных (опись 1687 г.). По описи 1700 года на колокольне было 12 колоколов; первый в сто пудов вероятно царский, а во всех было 204 пуда; в настоящее время всех колоколов 9 3).

На паперти Введенской московской церкви, что на углу Кузнец­кого Моста и Большой Лубянки, у входа в притвор и на колокольню привешена (издавна) на железной цепи чугунная доска – «било» с молотком, вероятно, для употребления церковным сторожем по ночам; ныне не употребляется. Из девяти колоколов на колокольне замечательны следующие: 1) Большой, весом в 353 пуда 5 фунтов, без священных изображений (по совету протоиерея Аристарха Израилева), но с некоторыми орнаментами на нем и с надписью о времени его устроения, 18 марта 1890 года, и имен жертвователей – прихожан, коими внесено за него 5560 рублей, по почину вдовы почетного гражданина Глафиры А. Поповой, пожертвовавшей 3.000 рублей; 2) Бывший до устроения нового большим и первым, а теперь ставший вторым и употребляющийся в полиелейные праз­дники, с тремя следующими замечательными надписями на нем:

а) «Лета 7191 (т.е. 1683 г., цифры эти и последующия означены славянскими буквами) вылит сей колокол при державе великих го­сударей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексееви­ча всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцах», б) «Сей колокол изволили послать в епархию Черниговскаго архиепископа Лазаря Барановича Святыя Троицы в монастырь Волынский Чер­ниговский по обещанию брата своею государева блаженныя памя­ти великого государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца его царскаго величества и послан сей колокол с Москвы в лето от сотворения мира 7191, и от рождества Сына Слова Божия 1683, месяца января в 20-й день, весу 104 пуда 21 гривенка московскаго литья», в) «Лил сей колокол мастер Федор Моторин». Какими судьбами этот ко­локол, предназначавшийся самими государями для монастыря Св. Троицы в г. Чернигов, оказался на Введенской, на Лубянке, в Москве, колокольне, – неизвестно и непонятно; 3) Будничный – без обозначения завода и года, но с обозначением веса – 30 пудов 31 фунт, вымененный 18 ноября 1816 года на разбитый в 28 пудов 8 фунтов, с доплатою 531 рубль 90 копеек; 4) С обозначе­нием также только веса в 19 пудов 30 фунтов. Остальные пять малых колоколов (от 5 пудов до 20 фунтов весом) приобретены в одно время с большим, взамен таковых же ма­лых, более или менее поврежденных. Трезвон, производимый на этих колоколах искусным мастером этого дела, бывает очень прия­тен и привлекает к себе внимание многих 1).

В церкви Св. Николая, что на Хлынове (настоящая в честь Вве­дения Богородицы, прежде Введенский девичий монастырь).

На двух колоколах одна и та же следующая надпись: «1796 года ап­реля 11 дня вылит сей колокол в царствующий град Москву в приход святителя Николая Чудотворца, что на Хлынове, при священнике Михайле Игнатьеве, весу 100 пуд, лит на заводе Никифора Вердонина, содержатель и мастер казанский купец Михайла Астраханцев».

На колокольне Никитского девичьего монастыря, что на Ни­китской улице.

1) «1748 году апреля 6 день, весу 30 пудов, 36 фунтов, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов».

2) «1807 году марта 24 день вылит сей колокол в Москве к церк­ви Спаса Преображения Господня, что на Копьях 1), иждивением церковных и доброхотных дателей, весу 73 пуда».

В церкви Вознесения Господня Большого, за Никитскими воро­тами, на Царицыной улице, в Сторожах.

1) «1758 года генваря 10 дня вылит сей колокол к церкви Воз­несения Господня, что за Никитскими воротами, на Царицыной улице, весу в нем 113 пуд, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов».

2) «1780 года мая 25 дня вылит сей колокол к церкви Вознесения Господня, что на Царицынской улице и к пределу Владимирския Пресвятыя Богородицы и святителя чудотворца Николая усерд­ствовавшими, весу 280 пудов 6 фунтов, лит в Москве на заводе Асона Струговщикова».

В церкви Св. Иоанна Богослова в Бронниках, за Тверскими воротами, в Бронной слободе, за Никитскими воротами.

«Лета 7200 (1692) году лил сей колокол мастер Иван Моторин».

В церкви Св. Симеона Столпника на Поварской, за Арбатскими воротами, в Дехтереве огороде, что на Стрешневе дворе (настоящая Введения во Храм Пресвятой Богородицы).

1) «Лета 7193 (1685) году апреля в 4 день, сей колокол при­ложил к церкви Введения Пресвятыя Богородицы и преподобному Симеону Столпнику стольник Симеон Иванович сын Комсин, по своей душе и по родителях своих».

2) «Лета 7186 (1678) году августа в 16 день вылит сей колокол при державе великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца. Лил сей колокол мастер Федор Моторин».

3) «Лета 1760 года марта 10 дня вылит сей колокол к церкви Введения Пресвятыя Богородицы и придела Симеона-Столпника, что в Поварской, тщанием и вкладом за молитвами Святаго Дмит­рия митрополита Ростовскаго чудотворца и всех православных христиан, в бытность при священнике Михаиле Федорове, весу в нем 170 пуд, лил сей колокол алдерман Константин Слизов».

В церкви Святителя Николая Явленного на Арбате, на Большой Смоленской улице, за Смоленскими воротами, в Стрелецкой сло­боде (настоящая Покрова Пресвятой Богородицы).

«1751 года июня в 1 день, при державе благочестивейшей и само­державнейшей великой государыни императрицы Елисавете Пет­ровны, вылит сей колокол к церкви Покрова Пресвятыя Богоро­дицы и Николая Чудотворца, что на Арбате Явленскаго, тщанием Правительствующаго Сената Конторы прокурора Андрея Григорье­вича Щербинина и коллежского советника Бориса Федоровича сына Щербачева, при священнике тоя церкви Иване Гаврилове, мирским подаянием; в старом весу 164 пуда 10 фунтов, в нынешнем новом колоколе весу 212 пуд 15 фунтов; лит сей колокол на заводе московскаго купца Данилы Тюленева». На поверхности колокола изображены: 1) Господь Вседержитель на престоле, 2) Святитель Николай, 3) Св. Апостолы Петр и Павел. Между надписями встав­лены в двух местах двуглавые орлы под тремя коронами, с под­нятыми крыльями и без атрибутов в лапах.

Другой колокол, полиелей, на поверхности которого следую­щая надпись: «Божиею милостию великий государь, царь и вели­кий князь Михайла Федорович всея Руси самодержец и его царица великая княгиня Евдокея Лукьяновна и их государские дети го­сударь царевич и князь Алексей Михайлович государыня царевна и великая княжна Анна Михайловна, государыня царевна и вели­кая княгиня Наталья Михайловна сий колокол велели лить к церк­ви Николы Чудотворцу Явленского, что за Арбатскими вороты ле­та 7146 (1638) году».

В церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что на Знаменке: «1600 года Июня 23 дня сей колокол церкви Знамения Пресвятыя Богородицы, что на Знаменке, подаянием приходских людей, а пе­реливал 1757 года».

На нем же в клейме под короною: «А перелит в царство государыни императрицы Елисаветы Петровны».

В церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове, в Баш­мачках, у Всесвятских ворот, у Водяных ворот, в Чертолье, Ста­рой Прощи, что у Москвы реки на берегу, за Старым дровяным двором, с приделом Святителя Николая Явленного, что в Пре­чистенской улице: «Лета 7202 (1694) куплен сей звон к церкви Преподобныя Параскевии в место Поречье, на мирские гроши, весу 3 пуда 6 фунтов».

В церкви Воскресения Христова, зовомое Новое, у Зачатьев­ского монастыря, что на Москве реке, за Пречистенскими воротами, на Грязи в Киевцах, на Остоженке.

«1754 году марта 27 день выменен сей колокол в церкви Вос­кресения Христова, что за Пречистенские ворота, зовомо Старые 1), рачением священника Вукола Леонтьева, весу 30 пудов, 3 фунта, лил мастер Константин Слизов».

В церкви Св. Живоначальной Троицы, что в Стрелецкой слобо­де, в Иванове приказе Зубова, за Чертольскими воротами, в Ива­нове приказе Бегичева, за Пречистенскими воротами, что в полку стольника и полковника Ивана Макшеева.

«1751 году июля в 15 день вылит сей колокол в царствующем граде Москве в славу и честь к церкви Святыя Живоначальныя Троицы и к приделам Покрова Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николая, что в Зубове, тщанием тоя церкви священнника Васи­лия Афанасьева и рачением церковнаго старосты купца Василия Алексеева сына Бумажникова и прочих приходских доброхотных боголюбивых дателей, весу в нем 109 пудов, лил сей колокол мас­тер Константин Михайлов сын Слизов».

В церкви Святителя Николая в Хамовниках.

1) «Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайло Ладыгин».

2) «Общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пудов, лил мастер Яков Завьялов».

В церкви Покрова Божьей Матери, что в Старом Левшине пол­ку, что на Могильцах.

«1750 году июля 1 дня вылит сей колокол в Москве за Пре­чистенские вороты к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что в Левшине, тщанием той церкви иерея Алексея Кирилова с при­ходскими людьми, весу в нем 80 пуд, лил сей колокол мастер Кон­стантин Михайлов сын Слизов».

В церкви Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, за Пре­чистенскими воротами, в новопостроенной Конюшенной слободе.

«1789 году августа 16 дня сей колокол вылит к церкви во имя святых праведных Богоотец Иоаким и Анны, что Замоскворецкаго сорока тщанием священника Михаила Павлова и господ приход­ских людей, весу в нем 243 пуда, 2 фунта. Лит на заводе Никифора Калинина».

В Казанском соборе, что на Красной площади в Москве, имеет­ся большой колокол, на котором следующая надпись: «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, и его боголюбивая царица  и  ве­ликая  княгиня  Евдокия  Лукияновна, и благородныя чада, царевич князь Иван Михайлович, и царевна великая княжна Ирина Ми­хайловна, и царевна и великая княжна Анна Михайловна, царевна и великая княжна Татиана Михайловна, сей колокол велели слить к церкви Новоявленнаго Образа Пречистыя Богородицы Казанския, лета 7145 (1637)» 1).

В бывшем Алексеевском девичьем монастыре, что за Пречис­тенскими воротами второго класса, в Москве, где ныне храм Христа Спасителя, интересна надпись на колоколе: «1752 году июня Г (3) дня вылит сей колокол в Алексеевский девичий монастырь; весу в нем 111 пуд; в старом колоколе было весу 72 пуда, затем прибавлено в новый колокол меди 38 пуд; вкладом того же монастыря игумениею Ольгою Дубенскою; лит на заводе московскаго купца Данилы Тулякова» 2).

В Зачатиевском девичьем монастыре, что за Пречистенскими воротами между Москвы-реки и Остоженки, на колоколе в 150 пу­дов имеется надпись, гласящая о том, что оной слит коштом брига­дира Ивана Акимовича Синявина в 1753 году, генваря в 10 день, мастером Константином Михайловым сыном Слизовым 3).

В Вознесенском девичьем монастыре первого класса, в Москве, имеется 6 колоколов со следующими надписями:

1) «Повелением государя благовернаго царя и великаго князя Иоанна Васильевича, всея Русии, лета 7067 (1559) году июля, слит сей колокол к Вознесению Христову; мастер Нестер Иванов, сын Тковинов». А по примеру в оном колоколе весу 35 пудов.

2) «Лета 7196 (1688) апреля в 8 день, слит сей колокол пове­лением благоверных великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и великия княжны Со­фии Алексеевны, Всероссийския и Малыя и Белыя России само­держцев, в Вознесенский девичь монастырь, что в Кремле городе, при игуменье Варсонофии Бутурлиной, да при келаре старице Евникее Плещеевой, да при казначее старице Панфилие Скрыпицыной. Весу в нем сто девяносто два пуда; лил сей колокол мастер Михайло Лодыгин».

3) «1702 году марта в 29 день, при державе великаго государя и великаго князя Петра Алексеевича Всероссийскаго самодержца, вылит сей  колокол  из стараго в Вознесенский девичь монастырь, что в Москве, при бытности госпожи игуменьи Венедикты Пушкиной, келари Ольги Чириковой, казначеи Максимиллы Волконской с сестрами». А по примеру в оном колоколе весу шестьдесят пудов.

4) «1720 году марта в день при державе великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, перелит сей колокол из стараго в Воз­несенской девичь монастырь, что в Москве, при игумении Вене­дикте Даниловне Пушкиной, при келаре монахине Ольге Степа­новне Чириковой». А по примеру в оном колоколе весу двадцать пудов.

5) «1728 году сентября 6 дня, вылит сей колокол в Вознесенский девичь монастырь из казенной меди тщанием тоя обители игуменьи Венедикты Пушкиной, наместницы Маргариты Румянцовой, каз­начеи Ираиды Мильковой». Весу двадцать пять пудов, двадцать фунтов.

6) «1766 году августа 1 день, вылит сей колокол в московской Вознесенской девичь монастырь при державе всепресветлейшей и великой государыни императрицы Елизаветы Петровны самодер­жицы Всероссийской, и при наследнике ея внуке Петра Перваго, благоверном государе и великом князе Петре Феодоровиче и обру­ченной невесте его благоверной государыне и великой княгине Ека­терине Алексеевне, приложил по обещанию московской купец пер­вой гильдии Артемий Иванов сын Серебреников». Весу сто два пуда; лил мастер Константин Михайлов 1).

В московской церкви Константина и Елены интересные над­писи на колоколах:

1) На большом: «Божиею милостию, повелением государя ца­ря и великаго князя Михаила Феодоровича, всея Руссии самодерж­ца, слит сей колокол в лето 7162 (1634) в 22 лето государства его и при его царице и великой княгине Евдокии Лукиановне, и при благородных чадех, царевиче князе Алексее Михайловиче, ца­ревиче князе Иване Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и царевне и великой княжне Анне Михайловне и при их богомольце святейшем Иосафе патриархе Московском и всея Руссии в первое лето патриаршества его, и дал государь сей колокол во град Ростов в соборную церковь Пречистыя Богородицы и приснодевы Марии, Честнаго Ея Успения и Святых Чудотворцев Ростовских, Леонтия, Исакия, Игнатия, по отце своем государеву, блаженныя памяти  великом  государе  святейшем Филарете Ни­китиче, патриархе Московском и всея России, в вечную память при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском». «Мастер Кирило Сомов».

2) На полиелейном: «Лета от Рождества Господня 1727 года месяца сентября в 6 день, вылит сей колокол во обитель Чуда Святаго Архистратига Божия Михаила и Святаго Чудотворца Алексия Митрополита в Чудов его монастырь в бытность архимандрита Геннадия Беляева, наместника Лазаря Кобякова, казначея иеромо­наха Евсевия Леонова». Сей колокол лил Мастер Иван Маторин 1).

На колокольне Новодевичьего монастыря, что за посадом, на Девичьем поле.

1) «Лета 7059 (1551) при царе и великом князе Иване Василье­виче всея Руси и преосвященном архиепископе Макарие митропо­лите всея Руси». Колокол малый зазвонный.

2) «Лета 7136 (1628) году мая в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Иванович Воротынский, по княгине Марии князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марии Петровне, по своей матери и по своих родителях».

3) «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и ве­ликом князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом гос­подине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси, инока великая государыня старица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новоде­вичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которыя в том монастыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодики написати, по вся дни поминати». На колоколе изображено Распятие Иисуса Христа с предстоящими; под ним в клейме агнец в сиянии около головы и с хоругвью на плече.

4) «Слит сей колокол на Москве в доме Пречистыя Богороди­цы Одигитрии, чюдотворныя иконы Смоленския, Божиею милостию, повелением благовернаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, в Новодевичь монастырь, что за Посадом, лета 7159 (1651) году сентября в 1 день, а деньги сдавали вклад­чики по обещанию. Мастер Микифор Баранов. Весу в сем колоко­ле 200 пуд».

5) «Me fecit Daventriae. Amor vincit omnia. A. 1673. Henryck Thor Horst»1). На поверхности колокола двуглавый орел, на груди кото­рого изображен в клейме конь без всадника, похожий на единорога, досель не встречавшийся в Российском гербе.

6) «Лета 7192 (1684) месяца августа в 3 день сей колокол вылит в похвалу и славу честь Богу, в Троице славивому и Пресвятей Бого­родице и всем святым в доме Ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монас­тырь, повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни, благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малый и Белыя России; понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению, как от всех ви­димо, весу в нем 540 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Моторин».

7) «Лета 7196 (1688) декабря 1 дня сей колокол вылит в похва­лу и славу и честь Богу, в Троице славивому, и Пресвятей Бого­родице и всем святым, в доме ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монас­тырь, повелением благочестивейших великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Ве­ликия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни благоверной царевны и великия княжны Со­фии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России, понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, она великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея Великия и Малыя и Белыя России, ныне наипаче имеет прилежное попечение ко устроению, как от всех видимо. Лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин».

8) «Божиим изволением сей колокол поставили стрельцы Темирева приказу Засецкого 500 человек Великому Чудотворцу Ни­коле, что на Горках, за Москвою рекою».

В церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня, что в селе Красном (ныне Алексеевский девичий монастырь):

«Божиею милостию и повелением благовернаго и благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Алексия Ми­хайловича всея Руси самодержца, слит колокол в преименитом царствующем граде Москве в лето 7156 (1648) году, в 3 лето царства его, а весу в нем 60 пуд». В колоколе 12 сквозных окошек.

В церкви Святого Алексия митрополита, что в Рогожской, в Малой Алексеевской слободе, на Подкопе, за Яузою:

1) «В 1729 году вылит сей колокол к церкви Алексия митропо­лита, что в Алексеевской слободе, весу 100 пуд, лил сей колокол мастер Иван Моторин».

2) «1784 года августа 1 дня вылит сей колокол к церкви Алексия митрополита, что в Малой Алексеевской, старанием приходских людей, весу 300 пуд, лит в Москве на заводе Асона Струговщикова».

3) «1784 года сентября 1 дня вылит сей колокол к церкви Алек­сия митрополита, что в Алексеевской слободе, коштом прихожани­на Василия Нечаева и приходских людей, весу … пуд, лит в Москве, на заводе Асона Струговщикова».

На церковном погосте при церкви Св. Николая на Берсеневке в Москве на деревянных столбах под навесом находятся колокола со следующими любопытными надписями:

1) «Лета 7204 (1696) году октоврия месяца сей колокол дали есми вкладу дьяки Порфирий и брат мой гость Матфей Трофима Степановича дети Сименниковы к церкви Пресвятыя Троицы, что в верхних Садовниках в Берсеневки при служащем у тоя церкви честном иерее Отце нашем духовном Науме Феодоровиче, в славу Божию за спасение и за отпущение грехов своих и за спасение детей его и внучат братних, также в память вечную во блаженном успении по родителех наших по женам своих Марфе, Агрипине с чады их при сей церкви погребенных, а весом сей колокол 100 пуд, лил сей ко­локол мастер Григорий Иванов».

2) «Лета 7204 (1695) году, сентября в 1 день, дали сей колокол думнаго дьяка Иакова Аверкиевича Кирилова жена вдова Ирина Симоновна к церкви Живоначальныя Троицы и к пределу Казанския Богородицы, что в верхних Садовниках в Берсеневке, в вечное помяновение по муже своем Иакове Аверкиевиче, а в схимонасех Иове и по родителех его Аверкии убиенном Иевфимии и их сродниках, при сей церкви лежащих, при священнике Науме Феодотове. Лил сей колокол мастер Иван Маторин, а весу в нем 200 пуд» 1).

3) «Лета 7204 (1695) году октоврия месяца сей колокол вылил иждивением гостя Матфея Трофимова сына Семенникова его же даде он и дети его окладу к церкви Пресвятыя Троицы, что в верхних Садовниках в Берсеневке в Славу Божию за здравие и спасение де­тей своих, также в память вечную по родителех своих усопших и по жене своей Агрипине и чадем своих при сей церкви погребенным; весом 40 пуд; лил сей колокол мастер Григорий Иванов».

На четырех колокольнях, в малых куполах храма Христа Спаси­теля в Москве, повешено 16 колоколов. Все колокола весят 4008 пу­дов 39 фунтов: 1) Торжественный большой колокол, весом в 1654 пуда 20 фунтов, в диаметре 5 аршин, вмещающий на своей наружной поверх­ности шесть рельефных изображений: вверху – Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Предтеча, а внизу в медальонах императоры: Алек­сандр I, Николай I и Александр II; в верхней тесьме колокола сде­ланы надписи: 1) «Благовествуй земле радость велию, хвалите небе­са Божию славу»; 2) «Слава тебе Боже наш, слава тебе»; а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7385-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго государя императора Александра Николаевича, всея Рос­сии, вылит сей колокол для храма во имя Христа Спасителя в Мос­кве, в возблагодарение за явленныя свыше благость и милость Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при нашествии на Россию галлов и с ними двадесяти языков в 1812 году и на вечную память о в Бозе почивших благочестивейших императорах Александре I и Николае I. Отлит сей колокол в Москве по подряду потомствен­ного почетнаго гражданина В.Н. Короткова. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. Весу в колоколе 1654 пуда 20 фунтов; в языке весу 54 пуда 28 фунтов».

2) Праздничный (воскресный) колокол, весом в 970 пудов с рельефными изображениями святителей московских: Петра, Алек­сия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его, хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его».

3) Полиелейный колокол, весом 435 пудов, с рельефными изо­бражениями: св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского и св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его»;

4) Будничный колокол, весом 323 пуда, с рельефными изоб­ражениями: св. праведной Елизаветы, св. царицы Александры и св. Марии Магдалины; с надписями: «Воскликните Богови вся зем­ля. Работайте Господеви в веселии. Внидите пред Ним в радость»;

5) Колокол, весом 205 пудов, с рельефными изображениями: св. равноапостольного князя Владимира, преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями: «Воспой­те Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных»;

6) Колокол, весом 115 пудов, с изображениями: св. Архангела Михаила, св. царя Константина и св. Николая Новгородского; с над­писями: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой»;

7) Колокол, весом 51 пуд 25 фунтов, с изображениями: св. Ан­ны Пророчицы, св. великомученицы Екатерины, св. царицы Елены и св. благоверной княгини Ольги; с надписями: «Вся земля да по­клонится Тебе и поет Тебе: да поет же имени Твоему Вышний»;

8) Колокол, весом 28 пудов, с изображениями: св. Апостола Пет­ра, св. Димитрия Ростовского и св. князя Вячеслава; с надписью: «Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог»;

9) Колокол, весом 14 пудов 10 фунтов, с изображениями: свв. Ксении, Веры и Анастасии; с надписью: «Свят храм, твой, дивень в правде, услыши ны Боже, Спасителю наш»;

10) Колокол, весом 6 пудов 5 фунтов; 11) – 3 пуда; 12) – 2 пуда, 13) – 35 фунтов, 14) – 24 фунта 1).

Для укрепления колоколов устроены из котельного железа, ско­лоченные наподобие толстых брусьев балки. Общий вес этих укреп­лений 1030 пуд. Когда первый и второй колокол были повешены на места, в Комиссию поступило заявление псаломщика Лаврова.

Окончивший курс во Владимирской семинарии, псаломщик Лавров заявил Комиссии о готовности своей устроить самозвон, т.е. такой снаряд, посредством которого можно было бы звонить в тот или другой колокол и даже во все колокола, не входя на колокольни. Комиссия не отнеслась безучастно к присланному заявлению: она вызвала Лаврова, дала ему средства устроить модель самозвона, снабдила его колоколами различного веса и разрешила производить работы в самом храме, с интересом следя за этими работами в те­чение слишком двух месяцев.

Наконец, самозвон готов. Обращающийся посредством тяжес­ти вал зубцами своими зацепляет проведенные от колоколов рем­ни, раздается нестройный звон внутри храма. Казалось бы, цель достигнута, но как применить на практике это изобретение, как привести в движение колокола весом слишком в 4 тысячи пудов. Все это дело будущего. Таким образом попытка Лаврова с самозвоном оказалась неудачною 1).

В Ивановском девичьем монастыре, что на Кулишках под Бором находятся следующие колокола:

1) «Лета 7149 (1641) июня в 12 день повелением великаго гдря цря и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси самодержавца слит сей колокол в преименитом царствующем граде Москве в Ивановской девичей мнрь Усекновения чтны главы в 29 лето гдрства его, мастер Степанка Оревчев, ученик немчина Ивана Фалка».

2) На будничном: «Лета 7195 (1687) го лит сей колокол на Плесо к церкви Воскресению Хрву, по обещанию посадских людей Феок­тиста да Артемья Ивановых детей Авериных». Между орнаментами этого колокола помещены двуглавые орлы.

3) На большом: «1755 году апреля 15 дня вылит сей колокол в Ивановский двчь мнтр, что в Москве на Кулишках, тщанием того мнтря игумении Елены и с сестрами на зборные мирские днги, весу в нем 155 пуд. Лил мастер Костантин Михайлов сын Слизов».

4) На другом большом: «1763 году марта 1 день вылит сей коло­кол в Ивановской двчь мнтрь при игуменьи Назареты и с сестрами, весу 60 пуд 23 фунта, лил алдерман Костантин Михайлов сын Сли­зов». На нем вылит образ Спасителя, Божией Матери и Св. Николая 2).

В Покровском монастыре замечательны старые колокола, ли­тые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из над­писей, на полиелейном: «1750 году марта в 28 день вылит сей колокол во обитель Покрова Престыя Бцы, что при Москве на Убогих домех, при державе благочестивейшия и самодержавнейшия вели­кия гдрни императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы все­российской и при наследнике ея внука Петре Феодоровиче и суп­руге его благоверной гдрне и великой кнгне Екатерине Алексеев­не, окладом бывшаго того мнтря строителя иеромонаха Силы впред для поминовения, весу внем 130 пудов лил мастер Константин Михайлов сын Слизов».

На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятыя Бцы, что на Убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сына Земсково и прочих Христолюбивых дателей, весу 66 пудов 27 фунтов, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов».

Над Покровскою церковью Высокопетровского монастыря воз­двигнута колокольня в два яруса. Снизу она четырехярусная: в пер­вом ярусе – св. ворота; во втором церковь Покрова Божией Матери; в третьем висят колокола; четвертый праздный: затем следуют: ку­пол, фонарь и все здание, имеющее в высоту около 20 саженей, до­вершается большою главою с осьмиконечным крестом. В 1702 году «Мая в 13 день подрядился часовенный мастер Иван Захарьев сде­лать в Петровский Высокий монастырь часы, весом в 30 пудов желе­за и работником быть монастырским. По договору довелось ему дать за работу 15 рублев и напред дано 6 рублей, да к тем часам купле­но укладу на 8 алтын». Часы долго существовали. В описи 1763 года пишется: «Колокольня покрытая железом, на ней немецкия часы, восемь колоколов». В другом позднейшем документе читаем: «1777 го­да майя 31 дня дан сей контракт… Троицкой башни (в Кремле) часо­вой мастер Николай Ильин сын Коренев в том, что подрядился я ис­править состоящия при оном (Высокопетровском) монастыре на колокольне большия немецкия часы за договорную мною цену 17 руб­лев, и те часы мне исправить самою прочною работою, и быть им в моем смотрении один год; а если какое в них будет несходство, то по­править я должен, не требуя более денег николикаго числа» и проч. к сему контракту вместо него подписался «колокольной игральной му­зыки Троицкой башни подмастерье Иван Левонтьев сын Михайлов» 1).

В 1703 году сделаны «часы боевые, сверх церкви Покрова, на коло­кольне» Высокопетровского монастыря. Мастер – «Воскресенскаго, что на Истре, монастыря часовик Иван Захаров». Того же года, «июня в 6 день обменен колокол ветхой на новые четыре колокола; весу в старом было 3 пуда 29 фунтов, а в новых 3 пуда 34 фунтов. Дано с пуда за дело по осми алтын по две деньги, итого 31 алтын 2 деньги» 2).

24 декабря 1783 года в Высокопетровском монастыре променены два ветхие колокола, весом в 56 пудов 12 фунтов, а  вместо  них  взяты  с  добавкой 217 рублей 11 ½ копеек два новые: один в 42 пуда 29 фунтов, а другой в 27 пудов 11 фунтов. Они висят и по сие время. Сохранился кроме того, еще колокол с надписью:

«Лета 161-го (1653) дан колокол в Петровский Высокий монастырь Петру митрополиту» 1).

По донесению казначея Виктора в 1817 г. «великолепная коло­кольня московскаго Спасо-Андроникова монастыря зажжена (заго­релась) сверху; от чего два большие колокола упали на свод, но сво­да не проломили и сами остались целыми» 2).

После один из колоколов, а именно большой, оказался повреж­денным и перелит в 1815 г. История его видна из надписи: «Колокол еси вылитый 1779 г. иждивением покойнаго преосвященнаго Пахомия епископа Великоустюжскаго на покои в спасов-Андриевском монастыре пребывающего, в коем весу 835 пудов и 20 фунтов. Но в 1812 году пожаром неприятельским поврежденный, по заве­щанию московскаго 1-й гильдии купца Семена Алексеевича Ле­пехина, зятем его надворным советником Гаврилом Петровичем Смольянским и супругою его Елизаветою Семеновною, перелит во славу Святыя Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, при державе благочестивейшаго государя и императора Александра Павловича и при супруге его благочестивейшей государыне Елизавете Алексеевне, 1815 года на заводе московского купца Михаила Богданова, в коем весу 915 пудов 34 фунта при архимандрите Феофане. Лил мастер Яков Завьялов». На колокольне вылиты образа: Нерукотворенный Спас, Успение Пресвятой Богородицы, преподобный Андроник, преподобный Сергий, Святитель Алексий и архистратиг Михаил. Интересен также полиелейный колокол; на нем надпись гласит: «В мирное правление государя императора Александра I слит сей колокол при Спасо-Андрониевском архимандрите Гермогене 1820 года марта 2 дня искусством известного всем под (4000-му) колоколу, что на Ивановской колокольне. Лит в Москве на заводе купца Михаила Богданова, мастер тверской Василий Каталимов».

На нем также еще и иконы: Распятие Господа нашего Иисуса Христа, Нерукотворенный образ Спаса, Божия Матерь, Архистра­тиг Михаил.

Из дела о сем колоколе видно, что он слит из трех раз­битых колоколов (один в 316 пудов, другой в 22 пуда и третий в 2 пуда) с прибавкою материала в 400 пудов. Всех же колоколов на колокольне в настоящее время 9. В них весу 1544 пуда с лишком 1).