Tuesday, 11th December 2018

19.Колокола России (87 стр. – 119 стр.)

Posted on 25. Окт, 2013 by in Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство

Из зданий Хотькова монастыря интересна колокольня каменная. Построенная в 1834 году, с боевыми часами. В первой половине XVII века колокольня была малая деревянная, на четырех дубовых столбах, и занимала место около Никольского храма.

Колоколов на ней было тогда больших и малых пять. В 1648 году Янов, близ церкви Покрова с западной стороны, построил новую колокольню,  вместо  которой,  по  причине ее обветшалости, в 1768 году, при вновь построенном Никольском храме, построена новая каменная колокольня, а старая при Покровской церкви в 1779 году была уничтожена.

В прошедшем столетии на колокольне висел один замечательный колокол, вывезенный из Данцига; на нем была вверху следующая надпись: «Vigilate, quia nescitit diem neque horam, in qua Tilius Hominis veniet. DLXXXVIII. MIT GOTES HvFE COSMISH HER­MAN. BENNCK ZV DANTZICK. ANN. 1560».

В настоящее время на колокольне находятся колокола: а) большой праздничный в 493 пуда, пожертвованный неизвестным в 1870 г.; б) полиелей в 212 пуд., 1831 г.; в) колокол в 131 пуд, 1795 г.; г) колокол в 80 пуд., вылитый в 1794 г. к церкви Воскресения Христова на Дмитровке в Москве; д) колокол в 29 пуд., вылитый в 1694 г. и принадлежавший Казанской церкви в Сущеве в Москве и др. 1).

В описи Троице-Сергиевской лавры и приписанных к ней монастырей 1643 г. показано: «В Киржачском монастыре колокольница деревянная, рубленная, брусеная, а на ней шатер, крест и глава паяна железом немецким. А на колокольнице колоколов: колокол благовестник, колокол ефимонный и часовой тот же, да зазвонных, малых и середних шесть колоколов; на той же колокольнице часы боевые» 2).

В настоящее время в Киржачском монастыре колокольня каменная шатровая, устроенная над Спасскою церковью. На большом колоколе вылита следующая надпись: «В лето осьмая тысяча 196 (1688) марта в 3 день вылит сей колокол Пресвятыя Богородицы в Киржачский монастырь из стараго колокола с прибавочною медью монастырскою казною, весу в нем 100 пуд».

На другом колоколе такая надпись: «Лета 7167 (1469) марта колокол сей в Киржачский монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевский по дяде своем по боярине Иване Андреевиче Мстиславском, по его родителех, которые с ним погребены в оном монастыре под церковью Всемилостиваго Спаса; в нем весу 49 пуд» 3).

В Соловецком монастыре, при игумене святом Филиппе для звона к церковным службам вместо каменных плит, называемых в старину клепалом, билом, бывших в то еще время при церквах, на присланную от царя Иоанна Васильевича сумму 720 рублей по старанию князя Александра Ивановича Воротынского вылиты во Пскове колокола: 1-й в 173 ½ пудов, 2-й в 80 пудов 14 гривенок, а 3-й в 30 пудов 1).

Царь Борис Федорович Годунов между прочими денежными вкладами пожаловал в Соловецкий монастырь меди на большой колокол, который был вылит в монастыре 1600 года и назывался Борисовичем. Весу в нем состояло 700 пудов, с прибавлением ста пудов меди монастырской 2).

В 1548 году государь царь Иоанн Васильевич пожаловал при игумене Филиппе два колокола, вылитые по старанию князя Александра Ивановича Воротынского: 1-й в 180 пудов, ценою 870 рублей, а 2-й в 95 пудов, ценою в 300 рублей, и на малые зазвонные колокола 50 рублей 3).

Соборная колокольня каменная в смежности с церковью Св. Николая Чудотворца, на фундаменте старой трехглавой, построена вновь старанием архимандрита Досифея 1777 года по новой архитектуре о двух ярусах, вышиною 27 саженей. На ней колокола: большой, вылитый в 1762 году из старого, называвшегося Борисовичем, в 527 пудов; третий, полиелейный, в 284 пуда, вылит в 1771 году; 4-й вседневный соборный, в 283 пуда 16 фунтов, вылит в 1775 году. На всех четырех колоколах отлита одна и та же нижеследующая надпись: «Во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при благополучной державе благочестивейшия самодержавнейшия Великия Государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике ея благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче, и при супруге его благоверной государыне и великой княгине Наталье Алексиевне, благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода, вылит сей колокол ко святой Соловецкой обители в ставропигии тогожде Святейшего Синода при архимандрите Досифее, в лето от сотворения мира з©пв (7282), от Рождества же по плоти Бога Слова 1774.

Весом сей колокол 1100 пудов. Лил мастер санктпетербургский купец Петр Евдокимов сын Евдокимов». На колоколе Преподобническом, вылитом при игумене Филиппе, весом в 173 ½ пуда, следующая надпись: «Лета 7065 (1557), июля в 20 день, на память огненное восхождение Святаго и славнаго Пророка Ильи, при державе благочестиваго царя государя, великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при освященном Макарие, и при архиепископе Великаго Нова-града и Пскова владыке Пимене, слит бысть колокол сей в пределе Ноугородской в пречестую обитель боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пречистыя Богородица, честнаго и славнаго Ея Успения и великаго Чудотворца Николы, и святых преподобных Чудотворцов Зосимы и Савватия, тое честныя обители начальников, повелением игумена Филиппа, и всей еже о Христе братиа. А лит в преименитом и славном граде Пскове, строением князя Александра Ивановича Воротынскаго. А делали мастеры псковские из-за Псковскаго конца, Матфей Григорьев сын, да Кузьма Михайлов сын. Слава совершителю Богу, аминь». На старинном же колоколе, весом в 150 пудов, таковая надпись: «Слит сей колокол в Нове-граде на Соловки, лета ¤зRе (1597), при царе великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии и при ево царице великой княгине Ирине; строил боярин дворецкий Григорий Васильевич Годунов, в дом Спасу и Пречистой Богородицы и преподобным Чудотворцем Зосиму и Савватию, а лил Иван Матвеев сын Псковитин». На двух зазвонных одинакового веса по 80 пудов отлиты подписи. На 1): «Божиею Милостию и Святыя живоначальныя Троица помощию, лета зн7с месяца Сентеврия в } при державе благовернаго и Христолюбиваго великаго князя Ивана Василье­вича, царя и государя всеа Русии Владимирскаго и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Пермскаго, и Вятскаго, и Болгарскаго и иных, при архи­епископе Великаго Нова-града и Пскова владыке Феодосии, слит колокол сей на Океан море, в пречестную обитель Соловецкаго монастыря, ко храму Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, повелением раба Божия игумена Филиппа с бра­тией; а делал мастер Тимофей Оскарев Псковитянин»; На 2): «При державе благочестивейшаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, вылит сей колокол здес в Соловецком монастыре, при настоятеле     Господине     отце     Архимандрите     Маркияне      Ярцове, в лето ¤ск7и, от воплощения же Бога Слова года месяца декемвриа в } день. Мастер Василий Осипов». На старинном же зазвонном колоколе, весом около 30 пу­дов, следующая надпись: «При державе благочестиваго и Христо­любиваго царя, великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при благоверных царевичах Иоанне и Феодоре Иоанновичах, лит сей колокол в преименитом граде Пскове; а мастеры Михайловы дети Матфей да Кузьма, аминь. А вылит в лето ¤з©з

года». Всех вообще разновесных колоколов на двух ярусах колокольни и с часовыми, находящимися на Успенской колокольне, считается до 42; в Анзерах в Троицком скиту 6; на Голгофе в Распятском скиту 8 колоколов; итого всех колоколов 55. В 1830 году вылито 18 коло­колов новых 1).

В Свято-Троицком Анзерском скиту есть колокольня камен­ная, выстроенная в том же 1803 году над братскими келиями, на­ходящимися в связи с церковью. На ней 6 колоколов: наибольшие весом от 40 до 90 пудов с немецкими надписями, а один средний с латинской таковою: Asseurus Coster Amsterdami me fecit; soli Deo qloria: Асвер Костер сделал меня в Амстердаме; слава Единому Богу. На малом, весом в два пуда, написано: «Лета 7132 (1623) сен­тября в 1 день, слиты сии два колокола по повелению Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря келаря старца Александра»; на другом малом, такого же веса, надпись голландская: Niclaes is min niem 1572 2).

При приписной Новосоловецкой Марчуговской пустыне колокольня имеется каменная, на которой было 7 колоколов: большой весом 41 пуд и 9 фунтов; на ней часы боевые 3).

На одном из колоколов Успенского Зилантова монастыря находится надпись, из которой видно, что он слит при царях Иоанне и Петре Алексеевичах в 1690 году 4).

В Ипатьевском Костромском монастыре сохранились интересные колокола.

В 1603 году устроена Димитрием Годуновым колокольня (ныне существующая) на пространстве в длину 11 при ширине 3 ½ саженей; на ней был большой колокол (600 пудов), вклад матери Бориса Годунова, монахини Сандулии, и 2-й (в 172 пуда) Ивана Ивановича Годунова. Последний существует доныне с подписью на нем: «Лета 1603 при державе царствия Российского благоверного государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии: слит колокол по приказу Ивана Ивановича Годунова по отце государе своем по Иване Васильевиче Иноке скимнике Иосифе, в доме Живоначальные Троицы и великаго Чудотворца Ипатия». Ныне же существующий большой колокол, также в 600 пудов вылит в 1647 году (вероятно, перелит из прежнего) Алексеем Никитичем Годуновым и дядею его Василием Ивановичем Стрешневым. На колоколе надпись: «Лета 1647 месяца Сентября в 20 день, при державе царствия Российскаго благовернаго царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца и по его царскому указу и по грамоте, в дом Живоначальныя Троицы в Выпатской монастырь апостола Филиппа и Чудотворца Ипатия по приказу стольника Алексея Микитича Годунова да дядя его боярин Василей Иванович Стрешнев продал племянника своего Олексееву вотчину село Семеновское в дом Живоначальной Троицы по нем Олексее и по его отце и по матери и по родителех и в вековечную поминку при архимандрите Сергии з братьею а за тое его вотчину монастырскою казною слит си колокол (600 пудов), а колокол вылил по государеву указу колокольной государев мастер Данило Матвеев».

В продолжение XVII в. на колокольне было 18 колоколов, да боевые большие часы с перечасьем. Часовой колокол (доныне существующий) имеет такую надпись: «Лета 1659 Августа в 1 день перелит сии колокол в дом Живоначальныя Троицы в Выпатской монастырь, при державе государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Марье Ильиничне и при благородном царевиче Алексее Алексеевиче и при архимандрите Тихоне з братьею.

Дача боярина и конюшего Дмитрея Ивановича Годунова, а колокол лил мастер Федор Васильев, а весу з3Н (68) пуд». В последних годах XVII в. колокольня покрыта листовым железом, а конусообразный верх ее, с главою, покрыт зеленою черепицею 1).

В Путивльском соборе замечательны колокола, которые своими надписями повествуют о длинной истории его. Тут есть два колокола, доставшиеся собору еще от Духова Девичья монастыря, первый в 155 пудов, с надписью: сG (т.е. 7203 от создания мира или 1695 от Р.Х.) «Сей колокол вылит в град Путивль в Духов Новодевичь монастырь игумениею Анисиею Батовриной для вечнаго поминовения родителей своих»; второй небольшой колокол в 30 пудов, с надписью: «Лета 1775 г. марта в 9 д. сей колокол в Духов девичь монастырь гор. Путивля». Есть еще «Никитский» колокол, в 11 ½ пудов, доставшийся собору от упраздненной церкви св. великомуч. Никиты (смотри упраздненныя церкви, № 10); на нем надпись: «1775 г. генваря 27 д. сей колокол к церкви великомуч. Никиты».

Колокол весом 12 пудов, пожалованный государем Михаилом Федоровичем в 1630 г. в бывший деревянный на городской крепости Преображенский собор и оттуда доставшийся по наследству настоящему собору по упразднении первого; на нем надпись: «Сей колокол лит по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича указу на Москве, лета 7138 (1630 г.)». Один из соборных колоколов называется «самозвоном»; по преданию, записанному в церковной летописи, название это дано колоколу по той причине, что во времена давно прошедшие, перед несчастьями для города Путивля от татар и поляков, этот колокол «сам звонил» 1).

В Спасо-Евфимьевском монастыре в Суздале сохранилось несколько колоколов, имеющих большое историческое значение.

Колокольня невысокая, продолговатая, в виде галлереи. На ней колокола разной величины; в самом большом 566 пудов, слит в 1691 году; в полиелейном 350 пуд.; на нем надпись: «В лето 7107 (1599 г.) слит сей колокол коштом Демида Ивановича Черемисинова и в пожар 7118 (1610 г.) разсшибся; а в 7126 (1618 г.) слит князем Дмитрием Михайловичем Пожарским». (103): колокол часовой с надписью: «Лета 7090 (1582 г.) дал сей колокол Дементий тот же Демид (что выше) Черемисинов в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а весу в нем 67 пудов». На одном из малых колоколов написано: «Лета 7069 (1561 г.) августа слит тей  колокол:  вклад  князя  Василь  Ивановича  Горбошина».

Поверх колоколов на срединной части колокольни устроен шатер для боевых часов.

При Викторе епископе в настоящей церкви (Рождество-Богородицком соборе) местные иконы украшены богатыми серебряными позолоченными шатрами, в теплой сделан гипсовый иконостас и на колокольню слит колокол в 750 пуд. В Кидакшекской Борисоглебской церкви на колокольне, отдельно от храма построенной уже в позднейшее время, в числе колоколов нового времени находится древний колокол в 30 пудов весу и аршин в диаметре, со следущей надписью: «В лето 7066 (1558 г.) зделан сей колокол при царе государе великом князе Иване Васильевиче всея Руси и Макарии Митрополите. Царь государь дал сей колокол в дом Вознесения Господа нашего в Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме в Новогород Нижний» 1).

В описной книге Сольвычегодского Благовещенского собора 1579 года 2) помещена следующая опись к колоколам: «Колокол большой Реут, весом сто семьдесят пудов. Положение Семиона да Максима, да Никиты Строгановых.

Колокол Лебедь, пятьдесят пудов. Положение Семиона да Максима да Никиты Строгановых.

Колокол Сокол, весом сорок пудов. Положение Иякова да Григория да Семиона Аникеевых детей Строганова.

Колокол красной, весом полсемнадцать пуда.

Другой колокол красной, весом четырнадцать пудов. Положение оба красные колокола Иякова да Григория да Семиона Строгановых.

Колокол Осиповский, а в нем меди двадцать три пуда без четверти было. Положение Иосифа Захарьина сына. И тот колокол звонечи разбился и переливали тот колокол снова его Максим да Никита да Петр да Андрей Строгановы, и своей меди тому колоколу прибавили одиннадцать пудов без четверти, и всего весом тридцать пудов и полчетверти пуда.

Колокол красной, весом пять пудов. Положение Иякова да Григория да Семиона Аникеевых детей Строганова.

Другой колокол красной, весом шесть пудов. Положение мирское.

Два колокола зазвонъя, весом оба колокола четыре пуда. Положение Спиридона Ждана Костычева.

Два колокола малых зазвонных, весом оба колокола пуд и восемь фунтов. Положение Никиты Григорьевича сына Строганова.

А у большого колокола Реута язык ковал и колоду оковывал железом, и у Лебедя, и у Сокола и у Осиповского колоколов колоды оковывал железом с веретены, опроче языков, и у всех зазвонных колоколов крюки поцепные железные. Положение Никиты Строганова.

Часы железные с боем и с перечасьем, с гирями железными. Положение Никиты Григорьева сына Строганова».

В Валаамском монастыре колокольня стоит рядом с Успенской церковью. В начале XVIII века были в ней железные боевые часы и шесть колоколов в 196 пудов, но в пожаре 1722 года часы перегорели, а колокола растопились. В настоящее время имеется 7 колоколов; весу в большом – 123 пуда, а во всех – 284 пуда 1).

По рассказам, в Коневском монастыре (на Ладожском озере) есть колокол в 600 пудов, висящий на козлах и отлитый одним петербургским тряпичником, который, разбогатев, желал замолить свои грехи. Услышав, что в Коневском монастыре собираются отливать колокол, он сделал на этот предмет следующее пожертвование.

В Кронштадте разбирали старый корабль, деревянные части которого были скреплены медными болтами; упомянутый тряпичник послал туда людей скупать болты, которые и пожертвовал на колокол 2).

В западной стороне ограды Троицкого Козловского монастыря устроена каменная колокольня о четырех ярусах, вышиною в 70 аршин. Она начата была строением в 1818 г. июля 14 и окончена 23 октября 1820, при архимандрите Анастасии, на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова. Колоколов на ней 11. Первый 442 пуда 20 фунтов; по приятному звуку это редкий колокол. Второй в 120 пудов 28 фунтов, третий в 70 пудов, три колокола от 25 до 12 пудов, и пять небольших колоколов 3).

Колокольня при ярославском Спасопробоинском обыденном храме каменная трехъярусная, вышиною около 25 саженей, увенчанная  главою

и крестом железными, позолоченными и со всех сторон обставленная колоннами, устроена в 1831-1832 годах. В числе семи колоколов самый большой имеет весу 142 пуда 37 фунтов. И вылит в 1835 году при протоиерее Иосифе и церковном старосте Чулошникове, второй 60 пудов 35 фунтов, третий 24 пуда 19 фунтов, четвертый 7 пудов, пятый 4 пуда, шестой 1 пуд 24 фунта и седьмой 1 пуд 20 фунтов 1).

Каменная колокольня Казанской обители города Ярославля, устроенная в одной линии с теплым храмом и оградою монастыря, состоит из четырех ярусов; в нижнем находятся святые врата, а в третьем повешены колокола, числом десять, из которых самый большой в 325 пудов весу 2).

Около собора в селе Микулино-Городище, Тверской губернии, стояла русская шестигранная колокольня, крытая тесом в чешую, на этой колокольне висело семь колоколов и железное било.

На колокольне упраздненного Сновидского монастыря, в шести верстах от Владимира на Клязьме, замечательны колокола со следующими надписями: «Лета 7149 (1641) году выменен сей колокол во Володимирском уезде в монастырь Сновицкой Благовещенье Пресвятыя Богородицы при игумене Евфимии а заделать дал старец Макарий три рубля». На другом читаем: «Лета 7169 (1661) приложил в долг Благовещения Пресвятыя Богородицы в Сновидский монастырь колокол Иван Федоров Соболев».

Колокольня Сатисо-Градо-Саровской пустыни – здание огромнейшее, новейшей архитектуры, в 38 сажень высоты. Она имеет вид четырехэтажного столпа и стоит в середине двух братских корпусов, со стороны западной. В первом этаже колокольни Св. врата. В третьем и четвертом колокола, числом 18-ть; первый из них весит 1200 пудов; 2-й – 555 пудов; 3-й – 355 пудов; 4-й – 213 пудов; 5-й – 137 пудов; 6-й – 86 пудов; прочие меньшего размера, а всего весу с мелкими 2684 пуда. В средине купола устроены боевые часы с четвертями. Не излишне заметить, что звон Саровской пустыни отличается особенным благозвучием, которое возбуждает в душе глубокие, таинственные мысли.

Кто посещал эту обитель и слышал согласный звон колоколов ее в дни праздничные, тот не потребует в сем уверения 1).

Колокольня Псковского собора имеет 22 колокола, из которых самый большой, имеющий в диаметре 3 ½ арш., весом 600 пудов 2).

Колокольня при Мещевском Георгиевском мужском общежительным монастыре, в одной связи с церковью, новой архитектуры, построена в 1820 году вместо разрушенной бурей в 1768 году и разобранной до основания в 1809 году, квадратная четырехярусная; три яруса украшены двойными колоннами, а вместо окон пролеты; в верхнем – палатка для часов, покрыта куполом, который увенчан грушевидною главою, а на ней позлащенный крест, утвержденный в яблоке. На колокольне находится 11 колоколов: самый большой весом в 136 пудов 4 фунта. На нем вычеканена надпись: «1754 года февраля 2-го дня, вылил сей колокол в обитель св. великомученника Георгия, что близ города Мещовска, а в оном в новом положено стараго бывшаго колокола оной же обители весу 51 пуд 20 фунтов, а вновь приложено к старому колоколу тому архимандритом Силою 84 пуда 24 фунта, впредь для поминовения души своей. Итого в оном колоколе старою и с новою медью 136 пуд. 4 ф.; лил сей колокол мастер Константин Михайлов сын Слизов». На другом колоколе надпись: «1793 года декабря 27 дня, перешел сей колокол из стараго города Мещовска в Егорьевский монастырь при строителе Мельхиседеке, весу 37 пуд. и 30 фунтов» 3).

В настоятельство о. Израиля (1820-1831), в коренной Рождество-Богородицкой пустыни, колокол 70 пудов разбитый с прибавкою 10 пудов новой меди, перелит вновь и еще для согласного звона куплено три новые колокола; в 53 пуда, 28 пудов и в 20 фунтов 4).

На колокольне коренной Рождество-Богородицкой пустыни 9 разновесных колоколов.

На большом изображено: «Колокол сей Курскаго уезда в Коренную пустыню тщанием архимандрита Михаила, коштом монаха Иоанна Алаторцова сделан ко храму Рождества Пресвятыя Богородицы», весу в нем 150 пудов. Полиелейный в 20 пудов, повседневный в 17 пудов 15 фунтов; четвертый в 9 пудов; а пять колоколов малых, каждый в 1 ½ (из них 4 променены, а взято на место их у тульскаго купца Котельникова), большие боевые железные трехярусные самой простой работы разломанные ветхие русские часы 1).

На колокольне Ниловой Столобенской пустыни интересны следующие колокола: 1) Первый колокол в 300 пудов, перелитый, как показывает надпись на нем, в 1755 году из прежнего колокола в 160 пудов, пожалованного в пустынь в 1670 году Царем Алексеем Михайловичем. Вот надпись на нем: «Сей колокол, в лето 7178 (1670) жалованный в Нилову пустыню блаженныя и вечно достойныя памяти царем Алексеем Михайловичем, во 160 пудов, переливал в 1755 году в реченной пустыне в благополучное царствование благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни нашея, императрицы Елизаветы Петровны всея России (далее следуют титулы и имена наследника и супруги его), в бытность игумена Александра, старанием иеромонаха Вениамина и санктпетербургского купца Саввы Яковлева, мирским подаянием доброхотных подателей, весом с прибавкою в 300 пуд. Лил сей колокол мастер Димитрий Евдокимов». 2) Четвертый в 64 пуда 12 фунтов, перелитый в 1845 году из старого разбитого пятидесятипудового колокола, пожертвованного в пустынь князьями Иваном и Юрием Ивановичами Ромодановскими. В первый раз внесен был в опись этот колокол Ромодановских с наименованием жертвователей в 1672 году. 3) Пятый в 41 пуд с надписью: «174 (1666) года января в 20 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожаловал сей колокол по своему государеву обету в пустыню чудотворца Нила в Столобенский монастырь, а весом 41 пуд» 2).

«Божиею милостию, по благословению великаго господина преосвященнаго    Маркелла,    архиепископа    Вологодскаго   и   Велико-пермскаго, заведены книги писать Успения Пречистыя Богородицы Семигородския церковному строению, образом, и книгам, и ризам, и церковным сосудам…

«Да том же теплом храму придел Николая Чудотворца, а не освящен. Настоящий образ Николая Чудотворца с житием; да книг припасено; Евангелие напрестольное печатное, подето бархатилью, Евангелисты медные, да сосуды церковные белые, да три колокола» 1).

В ограде Крестовоздвиженской церкви в гор. Шуе находится древняя колокольня, с девятью колоколами, из которых большой в 430 пудов весу, усердием прихожан сооруженный в 1846 г. На колокольне устроены боевые часы 2).

В городе Новомоскве, при Троицком соборе, колокольня с колоколами составляет особую ценность. Из колоколов самый большой в 262 пуда 24 фунта; он один ценился в 7220 рублей. «В детстве слышал я, — говорит Григорий Надхин, — от кого-то, что один из этих колоколов пожертвован Потемкиным, но потом ни от кого нигде не случалось мне слышать подтверждение этого» 3).

При Запорожском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре в числе других церковных строений имеется и колокольня, построенная в 1828 году, на место деревянной; прежняя колокольня имела четыре яруса и поставлена в 1798 г. учителем Новых Кайдак, Карпом Яковенком. На нынешней колокольне главный колокол весом в 169 пудов 22 фунта, куплен за 8320 рублей 90 копеек 4).

Колоколов на Софийской колокольне, города Тобольска, в двух ярусах 15. Большой колокол замечателен тем, что больше всех колоколов, существующих по Сибири: весит 1011 пудов 22 фунта. Слит он в 1738 году на Тагильском заводе, старанием митрополита Антония Стаховского и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфея Никитича Демидова.

Колокола в 500 пудов и в 293 пуда 4 фунта литы в Москве известным мастером Федором Моториным, при Тобольском митрополите Павле I, между 1682-1690 гг. на счет архиерейского дома; этот последний, весивший сначала 300 пудов, во время пожара 1788 г. растопился, потому был переливаем; а в 160 пудов, в 103 пуда и 40 пудов жертвованные, первый, как гласит надпись, царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году, а второй и третий царем Федором Алексеевичем в 1678 году. Был еще и 4-й царский колокол (царя Алексея Михайловича) в 110 пудов, но он, по словам одних, разбился при падении старой колокольни, а по другим растопился во время пожара 1788 г. К числу соборных колоколов принадлежит и корноухий колокол, который висел под небольшим деревянным навесом, при домовой архиерейской церкви. Этот колокол исторической важности: он из Углича, тот самый, в который били в набат, по случаю убиения царевича Дмитрия. Годуновым в Тобольск прислан в 1593 году, висел сначала на Спасской колокольне, потом какими-то судьбами попал на соборную, и при пожарных случаях в него били в набат; снят он с соборной колокольни и помещен при домовой архиерейской церкви, по распоряжению архиепископа Афанасия, в 1837 г., перед прибытием в Тобольск государя Наследника, дабы, если будет нужно, показать Его императорскому высочеству и по случаю отстройки крестовой церкви, при которой дотоле поболее колокола не было. Угличский колокол имеет весу 19 пудов 20 фунтов, и что замечательно, корноухий: одно ухо у него отсечено перед ссылкою в Сибирь, по повелению Бориса Годунова, в наказание на нем вырезана (а не вылита) при том буквами формы новейшего времени, следующая надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благовернаго царевича Димитрия, в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной». Надпись, очевидно, не древняя; да есть слух, что и колокол этот не тот самый, который был прислан из Углича: настоящий Угличский будто бы, по словам одних, в пожаре 1778 г. растопился, а по словам других еще дорогой где-то и как-то разбился, и потому перелит; ухо отсекли и у вновь отлитого, для того, что так было у его первообраза. Другое замечание: Н. М. Карамзин в 245 примечании в X томе своей Истории Российского государства сказал, что «в Тобольске между колоколами Всемилостиваго Спаса показывают набатный угличский, коего звук известил тамошних жителей о убиении Царевича».

Некогда, впрочем никак не ранее половины прошедшего столетия, это было так, но когда писалась и издана История Российского государства, было уже иначе 1).

В свое время этот колокол вызвал многочисленные споры, только недавно подлинность его вполне установлена и он возвращен в Углич. (См. о нем ниже.)

К числу царских даров в Балаклейском Соборе, Харьковской епархии, по описи 1828 года принадлежит и колокол со следующею надписью: «191 (1683) г. июля 9 по указу великих государей из разряду вестовой колокол, веса 10 пудов, послан в Балаклею» 2).

В 1732 г. Грайворонский священник Прокопий писал, что отец его Стефан Райкович служил в г. Золочеве при Троицкой церкви, и когда та за малолюдством опустела, служил в Богоявленской церкви, и что заботливостью отца его приобретены для церкви «4 колокола, а пятый привез он с собою из гор. Машурова, и еще привез общую Минею и Служебник, иконостас и напрестольную сень» 3).

При Покровском соборе города Ахтырка, Харьковской епархии, имеется и колокольня каменная с храмом в честь Входа Богоматери во храм с колоколом в 250 пудов 4).

Каменная колокольня города Сумы при соборной церкви заложена была 1797 года июня 15 дня и окончена 1801 года. По огромности ли здания, или по непрочному устройству, в этой колокольне оказались большие трещины, почему для безопасности и разобрана она в 1812 году, на место ее из того же кирпича устроено четыре номера лавок, со входом посредине в ограду церкви. Остальной кирпич употреблен на колокольню, вновь устроенную 1821 года, и на ограду церкви. Колокол большой взят из Сумского Успенского монастыря. Надпись его говорит, что он устроен статским советником Яковом Алексеевичем Шубским; весу в колоколе 60 пудов. Другой колокол, меньший, пожертвован сумским жителем Даниилом Ивановым Забродским; весу в колоколе 44 пуда 5).

В упраздненном монастыре Василия Кесарийского, в Галиче, на колокольне было шесть колоколов 1).

По писцовым книгам Бутурлина, 1628 года, видно, что в ныне упраздненном Крестовоздвиженском, а в старину Ризположенском Анастасьином, Костромском девичьем монастыре, было «на колокольнице пять колоколов» 2).

Из Галичских писцовых книг князя Мещерского 1632 года видно, что на колокольне ныне упраздненного Зачатиевского Галичского Успенского монастыря было восемь колоколов 3).

Некто из нерехтчан приложил в Сыпанов Нерехтский, ныне упраздненный, монастырь два колокола, а третий купили на сумму вкладчиков 4).

В этом же монастыре кроме большого колокола, приложенного купцом Загряцким Лапшиным, весом около 100 пудов, почти все колокола относятся к 7195 (1687) году 5).

В двух западных куполах, которые устроены над теплыми церквами во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Новоспасском, помещены колокола с согласным звоном. Из числа этих колоколов большой вылит в 108 пудов от усердия Василия Васильевича Головина, в 1805 году. Полиелейный перелит в 1837 году Василием Павловичем Головиным из соборной меди в 65 пудов, найденной после церковного пожара. Будничный в 40 пудов, жертвованный Гавриилом Павловичем Головиным, а все прочие маленькие куплены вновь в 1818 году на иждивение Павла Васильевича Головина, исключая одного Великопостного, в двадцать пудов, который прислан из Москвы Я.Д.Башиловым. Во всех колоколах весу триста пудов 6).

Кроме соборного храма, в Козельской Введенской Оптиной пустыне, по  описи (составленной  игуменом  Аристархом  при  приеме  обители  от казначея Серапиона) 1771 года, значится в монастыре еще колокольня каменная; небольшая и тонкая шейка и голова обиты железом по дереву, крест местами позлащен, а большая часть выкрашена ярью: состроена в 1769 году. На ней пять колоколов небольших 1).

На западной стороне, против собора Козельской Введенской Оптиной пустыни, четырехярусная колокольня, готической архитектуры. В третьем ярусе девять колоколов: 1) Бденный или праздничный, с надписью: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем образа: Казанской Богоматери, Св. Николая Чудотворца. 2) Полиелейный, с надписью: «Во славу Божию и святых угодников Его от усердия Христолюбцев, вылит сей колокол полиелейный, для Козельской Введенской Оптиной пустыни, при строителе иеромонахе Моисее 1828 года января 15 дня в Москве. Весу 100 пуд. 35 ф.». Образа на нем Георгия Победоносца, Федора Стратилата, Пафнутия Боровского Чудотворца, Собор Иоанна Предтечи и Владимирской Богоматери. 3) Повседневный с надписью: «1832 года августа при строителе иеромонахе Моисее с братиею, иждивением неизвестнаго вкладчика; в Москве, весу в нем 56 пуд. 15 ф.». Образа на нем: Казанской Богоматери, Святителей Московских: Ионы и Алексея и Иоанна Крестителя. 4) Трапезный, весу 24 пуда 2 фунта. Лит в Туле, на заводе Черниковых. Образа на нем: Казанской Богоматери и Св. Николая Чудотворца. Пять Зазвонных колоколов; все вылиты в 1828 году 2).

Набожный старец Ханайченков, столь украсивший Успенский собор в Харькове в 1851 году увенчал свои приношения тем, что купил на свой счет колокол в 364 пуда 3).

Рядом с церковью в Сольвычегодском Введенском монастыре против западного входа находится невысокая колокольня со шпилем, похожая на башню, на ней большой колокол весом в 160 пудов, немецкого литья. В куполе отличные старинные боевые часы 4).

Колокольня, принадлежащая к соборам города Вологды, имеющая сообщение со стеною, окружающей архиерейский дом, построена в XVII веке. Большой ее колокол, весом около 400 пудов, вылит в Любеке в 1689 году, как об этом говорит на нем надпись 1).

За валом и ручьем, к западу от церквей Устьвыма, стоит отдельно каменная соборная колокольня. На ней примечателен колокол, самый большой, литый в Гейдельберге в 1628 г., с голландско-немецкими надписями. На верху колокола надпись в одной стороне: «NICKLAVS NOLD SCHVLTHES IN ZEITERN – ANDEREAS MA­YER PFARHER ZV DER ZEITD. 1628». В середине между отлитыми изображениями страстей Христовых и распятых двоих разбойников, с предстоящими Матерью Господа и любимым его учеником Иоанном Богословом, находится в двух строках: «IACoB:ZANoT: VON:MERLE:LANDT: FAVT:IHM:BRVRHAIN». В низу креста изображен человек, без надписи, обнимающий колени распятого Господа. Нижняя на колоколе надпись: SANDT MARTIVNNVS GLOCK HEIS ICH DIE GROSSE WETTER SCHEIDT ICH IN GOTTES NAM BIN ICH AVS DEM FEIR GEFLOSSEN MAKTW SCHMANE VON CVSTRIN HAT MICH GEGOSSEN IN GEIDELBERG IM IAK 1628. В первый раз копии с этих надписей сняты устюгским штаб-лекарем Фризом в 1793 году и отправлены им в Академию Наук, с подстрочным переводом. Но буквальный перевод надписей, особенно последней, сделанный Фризом, неудовлетворителен и во многих местах противоречит смыслу подлинника.

С переводом первой надписи Фриза мы согласны; он переводит ее: «Николай Нольд градоначальник Андрей Майер помощник». Среднюю он объясняет так: «Яков Цант областной губернатор в Мерле Брургаиме». Здесь Фриз видимо отступает от подлинника, которого точный перевод будет: «Яков Цандт Мерлский (т.е. родом из Мерля) областной губернатор в Брурене». Смысл последней надписи совершенно искажен в переводе Фриза. Она переведена им: «Мартин Шамане из Кистрина лил меня в городе Гейдельберге 1628 года, по названию моего мастера, называют и Мартином.

Глухих крестьян к церкви бужу (этих слов вовсе нет в подлиннике) с помощью Божьею гром расшибу». Настоящий смысл этой надписи, по нашему мнению, должен быть таков: «Св. Мартина колоколом называюсь я,  бурю  заглушаю  я, во имя  Бога  вытек  я  из  огня,  Мартин  Шмане  из Кистрина лил меня в Гейдельберге, в 1628 году». Вероятно, в подлиннике в слове SADT ошибка, правильнее следует читать – SANCT, т.е. sanctus – святой. По мнению редакции точный перевод этих слов несколько разнится от перевода, представленного Г. Михайловым, и должен быть: «Николай Нольд, начальник во время Андрея Майера священника, в 1628 году.

Яков Зандт Фон-Мерле, областной начальник в Бургейме. Святого Мартина колоколом называюсь я, грозу разгоняю я, во имя Бога вытек я из огня, Мартин Шмане Кюстринский вылил меня в Гейдельберге в 1628 году» 1).

Колокольня Великоустюгского Успенского Собора состоит из двух корпусов, в разное время построенных, соединенных между собою, равно как и с зимней церковью. На большой колокольне находятся два колокола: первый в 1054 пуда, литый в Устюге. В 1754 году при преосвященном Варлааме, епископе Велико-Устюжском и Тотемском, второй около 500 пудов, литый в 1786 году в Устюге же при преосвященном Иоанне Устюжском и Тотемском. На другой колокольне 23 колокола, из них древнейший лит в 1643 году. На этой же колокольне медные недельного завода боевые часы с четвертями, на место суточных часов  2).

В 1793 году бывший тогда епископ Архангельский и Олонецкий Вениамин взял, между прочим, из Свирского монастыря один большой колокол, принадлежащий некогда Кожеозерскому упраздненному монастырю 3).

При той же соборной церкви имеется колокольня деревянная, а на ней 5 колоколов 4).

На колокольне ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря колокола: колокол большой Воскресенский, весом пятьсот пудов, а на нем вылито: Образ Воскресения Христова, и на нем надпись: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному». Четыре Евангелиста.

По сторонам Воскресения Христова: государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой, и Малой и Белой России самодержец, тридесятилетен, и его благочестивая государыня царица и великая княгиня Мария Ильинишна, двадцатидевятилетна, да благоверный царевич и великий князь Алек­сей Алексеевич, седьмого года. В подножии у благоверного цареви­ча вылит лев. Да Никон патриарх, в правой руке держит церковь, а в левой колокол, а над ним подпись: «Никон, Божиею милостию, патриарх». Да в верхнем поясу подпись: «От зачала всего мира бытия 7167 года, от воплощения Божия Слова 1658 года, сентября 1-го дня, начало святыя вещи сей бытия, Новаго Иерусалима Воскресения Христова монастыря». Да местами подпись же около колокола: «Восток, Запад, Север, Юг; весна, лето, осень, зима». Да в нижних в двух поясах подпись же: «Прийдите убо, и видим и навыкнем, кии вещи и образу разум, и кая истина, к ней же образ сей знаменует, не бо туне и яко же прилучися сию потребу узакониша божественнии закони, но разум имуще яко да ради знамене и образа к началом об­разных истин, восхолити возможем начальное коло (круг), не иму­ще конца, Безначальнаго Отца собезначальное, горнее кола от венца собезначальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола венца исхождение Святаго Духа от Отца, нераздельное Троицы всенераздельное бытие рещи, и несть ми един кроме инех, или без инех глаголему, или разумеваему, идеже аще именуется; чет­веро же Евангелисты, четыре столпа миру и четырех добродетелей от Евангелия научаемся: мужеству, мудрости, целомудрию, правде, ибо четыре части миру суть: Восток, Запад, Север и полудние; и четверочастно круг лету венчается: весною, летом, осенью, зимою, и четверочастно земля состоится: Европою, Азиею, Америкою, Африкою».

Колокол Всесвятский, весом двести пуд. А на нем вылиты свя­тые во весь год. В верхних поясах подпись: «В древнем законе повеле Моисею Господь Бог сотворити себе две трубы серебряные кова­ные Царю, да будут тии на создание сонму и составляти полки и да трубими има и да соберутся к тебе весь сонм пред дверьми храма свидения, и да трубите знамение; сынове же Аарона жерцы да тру­бят трубами, и да будет вам в закон вечный, в рождение ваше, в день веселия вашего, и в праздниках ваших и в новомесячиях ваших, да вострубите трубами, и на всесозжение и на трубы спасений ваших, и да будут вам на воспоминание пред Богом вашим, яко Аз Господь Бог ваш. Еще и в Новом Законе устрояная божественная благодать духовные трубы новому Израилю  доброгласные кинвалы, или рещи общим словом колокола, и елицы слышав доброгласныя сия и ду­ховный трубы в праздники Господские и на всяку молитву во дни и в нощи усердно без лености собирания, не како пред храмом сви­дения древняго сеннописанного закона, но внутрь храма Господня, и не на едины чувственные вополчахуся враги, и на невидимые, по писанному: «Облечете бо ся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу козням диавольским яко»… В нижних поясах под­пись: «Несть наша брань к плоти и к крови, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, в духовом злобы подне­бесным, и елицы победита от таковых, сбысться другое писание: святио вси победиша царствия, содеяша правду, получиша обетова­ния, и паки: побеждаюшаго сотворю столпа церкви Бога моего, и по мале рече: побеждающему дам сести со мною на престоле Моем, яко же и Аз победив и седох со Отцем Моим на престоле Его, и паки побеждаяй наследит вся, и будет ему Бог, и той будет мне в Сына па­ки: побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия; о них же есть инде речеся: сии суть, прийдоша от скорби великия и испраша ризы своя в крови Агнчи, сего ради суть пред престолом Божиим, и служат Ему день и нощь в церкви Его поюще песнь нову, глаглюще: достоин еси прияти книгу и отверсти печати сия, яко заколен бысть и искупи Богови нас кровию Своею от всякаго колена и языка, и люди и племен, и сотворил еси нас Богови на­шему Царя Иерея и воцарихомся на земли. С нами Бог их, и отымет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет к тому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет к тому, яко первая мимо идоша блажени творящи заповеди Его; да будет область им на древо животне и враты внидут во град, с ними же сподоби, Боже, и нас причастником быти, страшливым же и неверным, и скверным, убийцам, и блуд творя­щим, идоложерцем и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом». «Слит сей кимвал во славу Господа Бога и Спаса наше­го, Иисуса Христа, в монастырь Святаго Его Воскресения, рекомаго Новаго Иерусалима, тщанием и труды смиреннаго Никона, Божиею милостию патриарха, с прочими трудившимися, при архимандрите Герасиме, лета 7173, ноемврия в 3 день, и от воплощения Бога Сло­ва 1664 года, индикта 3-го, вылил колокол того же монастыря монах Сергий, а святцы набирал того же монастыря трудник Заборский».

Колокол Тресвятский, весу сто пудов, а на нем вылиты образа трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Зла-тоустаго; да подле них подпись, вылиты тропари и кондаки.

Да в нижнем поясе подпись же: «Лета 7174, января в 21 день, и от Вос­кресения Бога Слова 1666, во славу Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, и Святаго Его Воскресения слит сей колокол на имя Святых трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго и с воображенми образов тех, во царство вели­каго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия, и Малыя и Белыя России самодержца, мздою и трудами смирен­наго Никона патриарха, с прочими резными хитрости, монахом Паисеом и колокольного дела монахом Сергием того же монастыря». Да средних и малых колоколов двенадцать. Да колокол разбит в 30 пудов. Да на той же колокольне часы железные боевые с перечасьем, три колокольчика, да пять чашек медных, да часовой ко­локол. Да колокольные меди слитков и лому триста семдесят один пуд десять гривенок 1).

В одном из фронтовых куполов Петрковской во имя Всех Святых каменной церкви находится колокольня с пятью колоколами. Ко­локола эти отлиты в 1850 году из материала, оставшегося от колоколов прежней церкви, во время пожара в 1848 году расплавившихся 2).

Колокольня Варшавского кафедрального православного Свято-Троицкого собора в средней главной башне. В средине колокольни к устроенным из толстых брусьев связям прикреплены десять ко­локолов. Самый большой, весом 500 пудов; второй в 250; третий в 125; четвертый в 65; пятый в 32 пуда 27 фунтов; шестой в 18 пудов 27 фунтов; седьмой в 8 пудов 35 фунтов; восьмой в 4 пуда 27 фунтов; девятый в 1 пуд 39 фунтов и десятый в 1 пуд. Кроме того есть еще один колокол сигнальный, имеющий весу 1 пуд 50 фунтов. Колокола эти отливались на месте – в архиерейском саду вызванным из Мос­квы русским мастером. В материал на них употреблены пушки, из коих действовали поляки противу русских во время мятежа 1831 го­да. Наверху башни устроены большие часы. В клетке, в которой они укреплены, два окошка со стеклами, окованные и выкрашенные масляною краскою; в других двух отверстиях два циферблата из листового железа, стрелка и цифры бронзовые вызолочены 3).

На колокольне Покровской церкви гор. Шуи – большой при­мернозвучный колокол вылит усердием прихожанина сей церкви почетного гражданина Ф.Г. Попова 1).

При Троицкой, кладбищенской церкви, бывшем Троицком муж­ском монастыре, колокольня деревянная, на коей пять колоколов, да один разбитый. Внутри той колокольни часы боевые, железные, ветхие 2).

В 1654 году, во время похода царя Алексея Михайловича в Лит­ву, в числе ратных людей, были и дуниловцы. Доказательством сему служит Царская грамота, присланная в Дунилово, 7192 (1684). Этою грамотою повелевалось им отыскать и отослать в Литву коло­кола, взятые дуниловцами в Литовских местечках Дубровне и Орлое. Это было после Андрусовского мира с Польшей. Один из этих колоколов висел на Покровской колокольне до 1818 года. После, несмотря на древность и значительность, – вместе с прочими раз­били и его, при переливке колоколов 3).

На колокольне Шартомского мужского монастыря около города Шуи интересны два колокола: первый из них: древнейший, со сле­дующею надписью: «Лета 7134 (1626) года мая в 20 день дали сей колокол, вклада к Николаю Чудотворцу, в Шартомский монастырь: старец Савватий дал тридцать три рубля да старец Стахей дал две­надцать рублей четырнадцать алтын, по своим родителям и по своей душе; а весу 15 пудов, три гривенки». Второй колокол вылит в Москве мастером Федором Маториным при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, лета 7193 (1685) 4).

Здесь же интересен колокол в 198 пудов, по краям надпись: «Первый вкладчик Илья Михайлов (фамилия неразборчива), отлит 1790 года», наверху, с одной стороны, изображение Троицы, с дру­гой – Николая Чудотворца 5).

Очень интересен древний колокол в селе Шестакове. Утверж­дают, что царь Иоанн Васильевич в Шестаково подарил колокол, который будто бы шестаковцы, как дар царский,  заботливо  берегли  и  из  липовых  лык (отсюда и пошло пословие о «липовом Шестаковском колоколе») устроили на него чехол для защиты от непого­ды. Действительно и поныне на Никольской колокольне находится древней наружности и особого звука колокол; на нем видна ста­ринная славянская с титлами надпись: «Лета 7170 (1662) …(нельзя разобрать)… колокол Шестакова города Николаю Чудотворцу Великорецкому». Тот или другой пожалован, неизвестно 1).

На колокольне надвратной Иоанно-Предтеченской церкви, что в Спасокаменном монастыре на Кубанском озере, было десять коло­колов: из них большой, благовестный, весом 107 пудов, другой – 37, третий 25, четвертый 15, пятый 7, шестой – 2. Об этих шести ко­локолах в описи замечено, что их «после пожару переделывал ар­химандрит Ефросин на Москве из горелой меди», а об остальных четырех колоколах сказано: «Да старых колоколов от пожару оста­лось четыре колокола маленьких». Между колокольней и ризницей в каменной палатке помещались «часы боевые с перечасьем» 2).

Колокольня Супрасльской Благовещенской церкви в виде три­умфальных ворот каменная, 3-ярусная, построена во 2-й половине XVIII столетия средствами монастыря с помощью княгини Фео­доры Сапеги, урожденной Салтан. На ней 6 колоколов. Первый весом 150 пудов, со следующей на славянском языке надписью: «Во славу и честь Богу в Троице Святей славивому и громогласнаго проповедника Его св. Иоанна Богослова, сей колокол паки наздася». На боковых частях имеются выпуклые изображения: с одной сто­роны орла, с надписью, как бы на ленте, на латинском языке 1 и 14 ст., глав. 1 евангелия Иоанна. Внизу под орлом рифмованное четверостишие, на польском языке, смысл какового следующий: как орел парит в небесах, так и звон колокола разгоняет громы и при­носит милость Божию. С другой, противоположной стороны, – апо­калипсической жены, с надписью на латинском языке 1 ст., глав. 12 видения Иоанна. С третьей стороны распятие Спасителя, с над­писью на латинском языке 14 ст., глав. 6, послания Галатам. С чет­вертой стороны рифмованная на польском языке надпись, в которой говорится, что   колокола,   отлитые   архимандритами  Кимбарем  и  Шибинским,  во время пожара колокольни, бывшего 1702 года мая 21 дня, разбились, которые снова отлиты при архимандрите Ланевском 1704 года августа 2 дня. Второй колокол, весом 100 пуд., со следующей вверху на славянском языке надписью: «В честь и славу св. Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа». На бо­ковой стороне сего колокола рифмованная на польском языке над­пись, содержание коей следующее: «Вышник, Кмита и Мокось», бывшие три колокола с такими названиями, «во время бывшаго страшнаго пожара разбившиеся, в один перелиты, дабы единоглас­но в Троице Единаго Бога славить, – в Супрасле, 1704 года авгус­та 23 дня». На другой боковой стороне выпуклое изображение св. Троицы, помещенное в треугольнике, в виде Всевидящего Ока, с лучами – сиянием, которое имеет такой образный вид: в одной главе сочетаны три человеческих лица, чем выражена мысль единства Божества в трех лицах. Ниже сего изображения имеется на латин­ском языке надпись следующего содержания:

 

«Gloria Tibi Trinitas – Aequalis una.

Daeitas – Et ante omnia saecula –

Et nunc et in Perpetuum».

 

Архимандрит Модест в своем описании Супрасльского монас­тыря, при описании сего колокола, ошибочно утверждает, что на этом колоколе имеются изображения лиц, переливших колокола – Вышинки, Клипки и Мокоси, как это видно из латинской надписи на нем, относящейся к прославлению Триединого Бога. «Вышинка, Кмита», а не Клипка, «и Мокоси» не есть фамилии лиц, перели­вавших колокола, а есть название трех бывших колоколов, во время пожара разбившихся. «Вышник», должно быть, назывался потому, что висел выше других колоколов. «Кмита и Мокосей – Шибинский» – носили фамилии тех лиц, коими они пожертвованы. Третий колокол, весом 30 пудов, современный двум перелитым со следую­щей на славянском языке надписью: «Буди имя Господне благосло­венно от ныне и до века». Затем еще три малых колокола: 3 пуда, 1 пуд и 30 фунт., приобретенных в 1879 году архимандритом Инно­кентием. На сей колокольне имеются часы с недельным заводом, которые между прочим не в ходу, испорчены 1).

На колокольне Ревельского Преображенского собора колоколов всего восемь: большой, весом 65 пудов, вылитый в 1751 г. 25 декабря; второй, весом 35 пудов, разбитый в 1884 году и для звона негодный; третий – весом 11 пудов 32 фунта; четвертый – весом 6 пудов 12 фунтов, пятый – весом около 10 пудов (вес не обозначен) с над­писью готическими буквами: «Dum trahor audite voco vos ad gaudia vitae 1575 anno fecit me Matias Beninck», т.е. «когда в меня звонят, то слушайте, я зову вас к радостям жизни. В 1575 г. сделал меня Мати­ас Бенинк». Шестой – тоже около 10 пудов весом (вес не обозначен) с надписью такими же буквами: «Verbum Domini manet in aeternum. Anno 1623. Stoebt mich Hans Kemmer y Helshenor», т.е. «Слово Божие пребывает вовеки. В 1623 году вылил меня Ганс Кеммер в Гельшеноре» (Гельзингер портовый датский город при Зунде). Седьмой – небольшой, весом 30 фунтов. Восьмой – весом 20 фунтов. Кроме того, еще колокольчик под навесом в ограде для повесток к звону. Затем сохранился еще Указ С.-Петербургской Духовной Кон­систории от 17-го июня 1842 г. за №4624 на имя Эстляндского Ду­ховного Правления относительно обмена колоколов, произведенно­го между ревельским Преображенским собором и Балтийско-Портской церковью. «По указу Его императорскаго величества С.-Петер­бургская Духовная Консистория слушали рапорт Эстляндского Духовнаго Правления от 5 минувшаго мая за №221 следующий: вследствие резолюции Его преосвященства Венедикта, епископа Ревельского, викария С.-Петербургского и кавалера, объявленной сему Правлению Указом С.-Петербургской Духовной Консистории от 12 генваря сего года за №400, разбитый колокол Балтийско-Портской Георгиевской церкви снят с колокольни и, по вывешании и составлении акта, представлен в Ревельский собор, где и хра­нится в церковном чулане, на место же сего отдан ревельскими соборянами колокол из упраздненной Феодоро-Стратилатовской церкви. Духовное Правление, рапортуя о сем, препроводило состав­ленный Балтийским причтом и некотрыми прихожанами за соб­ственноручным их подписанием акт. В акте сем прописано: 1842 го­да марта 14 дня, по предписанию Эстляндскаго Духовнаго Правле­ния от 27 генваря за №52, вследствие Указа СПБ. Духовной Кон­систории от 12 генваря с. г. за №400, в Балтийско-Портской Геор­гиевской церкви находившийся разбитый большой колокол снят и свешен, в коем оказалось весу 30 пуд. 26 ф., вместо же онаго полученный из Ревельскаго собора,  из упраздненной Феодора-Стратилатовской церкви колокол, весом в 20 п. 27 ф. По справке оказалось: 1) Благочинный ревельскаго Преображенскаго собора протоиерей Алексей Смирнов рапортом к Его преосвященству от 19 сент. вслед­ствие прошения причта Балтийско-Портской церкви испрашивал дозволения на неизъясненную передачу колоколов из Рев. собора в Балтийско-П. церковь, а из оной в Рев. собор, при чем объяснил, что разбитый колокол будет храниться в Соборе, доколе найдется воз­можность увеличить вес его до ста пудов и перелить, собрав от доб­рохотных дателей потребную для того сумму и прибавив к тому дру­гие поврежденные колокола, которые имеются при соборе. 2) На представленном от протоиерея Его преосвященства 7 генваря 1842 г. предписано: колокол упраздненной Феодоровской церкви, 20 п. и 27 ф. Ревельским Соборянам отдать в Балтийскую церковь, а из оной по взаимному соглашению, взять в Собор разбитый, до­зволить на тех основаниях, которыя изложены в рапорте благочиннаго, протоиерея Смирнова, от 19 сент. 1841 г. за №69 с тем, касательно последняго, чтобы он 1) вслед за снятием с колокольни Балтийской свешен был надлежащим образом и о количестве весу его составлен был акт за подписанием причта, старосты и несколь­ких почетнейших прихожан; 2) акт тот доставит подлинником в Консисторию и точныя копии с него иметь как при Балтийской церкви, так и при Соборе, и 3) когда откроется возможность по Рев. собору на перелитие сего колокола рапортовать об этом, послать указ, а дело затем подать».–Приказали: 1) присланный при рапорте Эст Дух. Правления акт о вывешивании колоколов Рев. собора и Балтийской церкви, обмененных по взаимному согласию причтов сих церквей и по резолюции Его преосвященства, приложить к делу; об означенной перемене колоколов причтом: Балтийской и Ревельской церквей с церковными старостами сделать отметку в цер­ковных описях; 3) причту Рев. собора предписать, чтобы учинил исполнение по 3 пункту резолюции Его преосвященства 7 генваря отрапортованием, когда откроется возможность по Ревельскому собору на перелитие колокола; 4) об исполнении по сему, в чем следует предписать (и предписывается) Указом Эстляндскому Духовному Правлению. Июня 17 дня 1842 года. Подлинное подписа­ли: Спасосенновский протоиерей Иоанн Иванов. Секретарь М.Ве­рещагин. В должности столоначальника Ив. Богословский. С под­линным верно письмоводитель диакон Карнин. Указ сей принят причтом и записан по описи под №288».

Разбитый колокол хранился в церковной ограде на особом стол­бике, наконец, был продан и на вырученную от продажи сумму приобретено 4 билета 5% с выигрышами внутреннего займа 1864 г. и два билета Харьковского Земельного банка по 100 руб. каждый, и все эти шесть билетов составляли особый капитал, со специальным значением, на покупку нового колокола. Но по указам Русской Ду­ховной Консистории от 10 июля и 8 августа 1887 г. за №№3513 и 3877 этот колокольный капитал, вместе с прочими наличными ка­питалами, как церковными, так и причтовыми получил другое на­значение, т.е. употреблен на покрытие долгов, образовавшихся при перестройке соборного причтового дома 1).

Колокольня Белевской Жабынской пустыни находится неда­леко от Знаменской церкви. Время построения ее утвердительно неизвестно: монастырское предание говорит, что она построена одновременно со старою Знаменскою церковью строителем мона­хом Серафимом в конце прошлого столетия (на ней 9 колоколов). В верхнем ярусе помещены колокола; в большом весу 56 пудов; из надписи на нем видно, что он принадлежал некогда Тульскому Предтечеву монастырю, перелит из старого в 1776 году при архи­мандрите Иоакиме, мастером Николаем Котельниковым 2).

Во вкладной книге Белевского Жабынского монастыря под №12 записано так: «Белевца посацкаго человека Афанасия Сте­фанова сына Скопина, укладу дано Богородицы в церковь колокол, 12 рублев» 3).

По описи 1800 года в числе других строений в Малоярославецком Черноостровском Николаевском общежительном монастыре и колокольня небольшая каменная, на ней четыре колокола, вес не обозначен 4).

Игуменом Макарием для Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря приобретено от добро­хотных дателей 4 колокола, из коих большой весом в 251 пуд, за ним следующий в 172 пуда, средний в 87 пудов и меньший в 47 пудов 5).

Нынешняя колокольня в Малоярославецком Черноостровском Николаевском общежительном монастыре находится при входе на среднюю монастырскую площадку прямо против соборного храма. Во втором ярусе колокола, а в третьем боевые часы. Колоколов всех 10: большой, весом в 254 пуда 10 фунтов, вылит в Москве в 1822 го­ду, по усердию купца Михаила Гаврилова Богданова. Полиелейный, весом в 189 пудов 10 фунтов, вылит в 1805 году в Москве, по усердию купца Василия Иванова Веневцева 1).

Колоколен в Псково-Печерском монастыре две. 1) К востоку от Успенской церкви, по той же линии, на площадке стоит отдельно главная монастырская колокольня, каменная из нескольких стол­бов, поставленных в одну линию от запада к востоку Колокола, числом 18, висят в два ряда; некоторые из них без надписей, и над­писанные не восходят далее XVII века, кроме одного, который вы­лит при Иване Грозном. В три большие колокола звон производится качанием посредством коромысел. По всему устройству видно, что колокольня эта современна нынешней Успенской церкви. Рядом с колокольней, или вернее сказать, к ней приделана со стороны часовая башня. Близ часов изображен Ангел, возвещающий ско­ротечность времени и краткость человеческой жизни. 2) При Ни­кольской церкви устроена, в одно время с нею, каменная небольшая колокольня. На трех каменных столбах ее висят 8 колоколов; три небольших колокола принесены сюда от Дмитриевской упразд­ненной церкви и отбиты в 1851 году у неприятеля, похитившего их в погосте Напольном от храма св. Николая Чудотворца 2).

В 1748 году июля 7 в Туле для Брянского Свенского Успенского монастыря отлит колокол весом в сто тридцать пудов и другой коло­кол в пятнадцать пудов тридцать три фунта, а в следующем 1749 го­ду перелит колокол в триста пудов 3).

Колокольня при Брянском Свенском Успенском монастыре бы­ла каменная, на которой глава и кровля обгорелые. На колокольне было девять колоколов больших и малых; а десятый колокол висел на земле на козлах, в 200 пудов; и часы боевые большие железные без пере-часья» 4).

На колокольне Владимирского Рождественского монастыря (Архиерейский дом) восемь колоколов. Большой колокол (без об­разов), весом в 300 пудов, пожалован царем Михаилом Федоро­вичем, как видно из вырезанной вглубь вязью надписи: «Божиею милостию повелением великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца слит сей колокол в лето ѕемд в кд-е лето государство Его при царице и великой княгине Евдокее Лукияновне и при благородных чадех царевиче князе Алексее Михайловиче и царевиче князе Иване Ми­хайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и ца­ревне и великой княжне Анне Михайловне и царевне и великой княжне Софие Михайловне и царевне и великой княжне Татиане Михайловне и при их богомольце Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея Русии в третее лето патриаршества его и дал государь сей колокол во град Володимер Пречитые Богородицы в Рождественой монастырь и великаго чудотворца князя Александра Невскаго по отце своем Государеве блаженныя памяти великом го­сударе святейшем Филарете Никитиче патриархе Московском и всея Русии в вечную память 1).

На колокольне Боголюбова монастыря на большом колоколе имеется надпись: «7198 (1690) года сей колокол лил гостинныя пасти (сотни) Иван Миначек» 2).

На колокольне Юрьевского Архангельского монастыря инте­ресны два колокола: 1-й весом в 109 пудов; куплен в Москве в 1688 году на монастырские средства; 2-й весом в 60 пудов в 1685 го­ду приложен вдовою Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее, Федора Матфиева 3).

Колокольня Никольского мужского заштатного монастыря, в городе Гороховце, каменная стоит отдельно от Троице-Никольской церкви. На ней имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунтов, слит в Москве иж­дивением гостинного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г. ноября 11 дня 4).

Среди церковных вещей в Скопинском Свято-Духовом монас­тыре интересен колокол весом в один пуд два фунта, он замечателен своею древностью и несомненным доказательством бывшего на том месте Троицкого монастыря, по сохранившейся на нем славянской надписи: «РПНR(7188 г. от СМ – 1680 г.) мая 10 дня, изложил сей колокол в пустыне Святыя Троицы, что в Скопине, съезжей избы подъячий Колиник Васильев сын Канищев, по своих родителях» 1).

Близ соборного храма Флорищевой пустыни, Гороховецкого уезда, к западу, находится монастырская каменная колокольня, по­строенная одновременно с собором и равная с ним по высоте. На ней несколько колоколов, из коих большой весит 535 пудов. Между малыми колоколами есть жертвованные царем Федором Алексееви­чем, из коих один в 200 пудов, подаренный им Иллариону, перелит при строителе Иерониме и в другой раз при игумене Порфирии уже в недавнее время 2).

Во время пожара в 1855 году, истребившего почти весь Успен­ский Первоклассный Княгинин монастырь в губ. гор. Владимире, колокола упали с колокольни, дали трещины, что вынудило впо­следствии перелить их на новые. Из числа прежних колоколов оста­лись два маловесных колокола. На одном из них есть исторически интересная надпись: «Лета 7075 (1567) апреля в 25 день слит сей колокол и 2 наколокольник в Великом Новегороде при державе всея Русския земли царе и великом князе Иване Васильевиче и всея Руси и Владимирском и Московском и Новгородском и Казанском и всея Можайския земли и града Юрьева и иных многих и при отце его и богомольце Филиппе митрополите всея Руси и архиепископе Пимене Великаго Новаго града и постави сии три колокола Ники­фор Никитич Сущев по бабке по своей по Варваре Федоровне по Семеновой, жене Васильевича Сущева, а во иноцех Варсонофия, в дом Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа Успе­ния Пречистыя Его Богоматери Володимерском уезде на Колокши реки, а погребено бысть тело ея в том же монастыре на память Ивана Лествица Списателя одесную церкви страну, а подписал сей ко­локол Митя Иванов сын Благовещения згородища» 3).

На колокольне Николаевского женского монастыря в гор. Пе­реяславле старинный большой колокол, от времени потемневший; на нем в три ряда надпись выпуклыми полууставными буквами, от времени несколько стертыми: «1746 году октября в 30 день вылит сей колокол в город Переяславль-Залесский во обитель Чудотворца Николая, что на Болоте, в бытность тех христолюбивых дателей, а весу в нем 321 пуд 20 ф… лил сей колокол мастер Констентин Ми­хайлов Слизов… Обители отца игумена Иакова Певницкого с братиею вновь прибавлено к старому колоколу 100 пудов по обещанию Московских купцов Максима и Ивана Ивановых детей Щелягиных, Алексея Борисова сына Счелягина, Ивана и Бориса Ивановых детей Глухаревых и от прочих, их родителей вкладному» 1).

Из колоколов на колокольне Святоозерской женской пустыни, Гороховецкого уезда, замечателен 3-й, весом около 8 пудов; на нем имеется надпись: «Te Deum laudamus, Te Dominum conf.»; немного ниже вязью написано: «Лета 7178 г. марта в 10 день (1670) дал вкла­ду сей колокол в пустыню на Свято озеро Пречистыя Богороди­цы Иверския до преподобнаго отца Афонскаго Гороховленин Се­мен Ершов» 2).

Колоколов на колокольне Ростовского Рождественского жен­ского монастыря шесть: первый большой колокол имеет весу 112 пуд. 36 фунтов (он куплен взамен разбитого в 1795 г.), второй колокол – в 30 пуд., третий – в 15 пуд., четвертый – в 6 пуд., пятый в 2 ½ пуда и шестой в 2 пуда. На колокольне устроены в половине 1899 года боевые часы с четвертями иждивением ростовской купеческой вдо­вы Елисаветы Дмитриевны Мальчиной. Циферблат часов виден с трех сторон: северной, западной и восточной 3).

Колокольня Троицкого Желтоводского Монастыря у Старого Макарья с разными архитектурными украшениями потерпела в разное время некоторые переделки, но все-таки в общих чертах сохранила свою форму. В ней до разорения монастыря было 12 ко­локолов, имевших прекрасный звон, так как колокола были подобны по тонам, и звонари, как передают, имели для своего руководства ноты.

Самый большой колокол весил 314 пудов и имел надись: «Лета 7194 (1685) году месяца октоврия милостею Божией при державе государей царей и великих князей Иоанна Алексее­вича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Роси самодержцах, по благословению преосвященнейшаго Филарета митрополита Нижегородскаго и Алаторскаго вылит сей колокол в Макарьев монастырь Желтоводскаго при архимандрите Сергии, при келаре старце Галактионе, при казначее бывшем игумене Варлааме, монастырскою казною, весу в нем 314 пуд, лили мастеры Чебокаренския Савва Никитин да сын его Петр». Теперь все эти колокола сняты и проданы попечительством в новый ярморочный собор. Три или четыре небольших колокольчика, чуть слышным звоном, призывают богомольцев принести мольбы к преподобному о возобновлении обители, сокрушенной не стихией и временем, а людской алчностью и непониманием красоты архитектурных памятников допетровской Руси, составляющих нашу гордость 1).

По описи 16 июня 1797 года в числе других вещей Виленского Свято-Духова монастыря значится четыре колокола: Большой в 376 пудов, вылит 1769 года ноября 12; другой, в 80 пудов – 1769 года июня 16; третий, в 35 пудов, вылит 1731 года и четвертый, в 3 пуда, того же года; колокольчика два – один над алтарем, другой внутри церкви употребляемый 2).

Здание колокольни Виленского Св.-Духова монастыря в ны­нешнем виде каменное, трехъярусное, четвероугольное, с железною крышею на карнизах и куполе, со шпилем и на нем шаром и крестом, вызолоченным через огонь. Из числа семи колоколов самый боль­шой, в 376 пудов, вылит 19 ноября 1769 года, второй, в 80 пудов, вылит 16 июня того же года; третий, литый в Ярославле Порфирием Оловянишниковым в 1866 году, весит с языком 42 пуда; остальные четыре малых колокола без означения веса и времени литья 3).

Колокольня Борунского монастыря, ныне составляющем отделение Свято-Духова монастыря, имеет форму четырехугольной башни и построена из кирпича; на ней четыре небольших колокола без надпи-   сей 4).

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Поддержите наш сайт!
Оставьте комментарий к данной статье.

Для комментирования надо быть зарегистрированным ВКонтакте