Суббота, 20 апреля 2024

15. Надписи на колоколах (66 стр. – 74 стр.)

Надписи на древних колоколах в России составляют богатый материал для русской эпиграфики и истории; между ними встречаются не одни церковно-славянские, но и на латинском, голландском старонемецком языках, свидетельствующие об иностранном происхождении колоколов.

В Симоновом монастыре (в Москве) хранится так называемая Кормовая книга, где между прочим сказано: «В лето 7069 (1561) Государь Царь Иван Васильевич пожаловал дать на Симонов монастырь колокол Англиньския земли по Великом Князе Константине иноке Кассиане, а весу в нем 33 пуда, а круг колокола слова немецкие»1).

В церкви Св. Архангелов в селении Лафсхали в Сванетии 2) находится колокол с первыми словами латинской молитвы: «Аvе Маria». Как он попал сюда остается загадкой.

На гауптвахте у Красного крыльца в Московском Кремле висит колокол голландской работы. Колокол этот около пол-аршина вышины, ушко в виде двух орлиных голов, врозь клювами; на самом колоколе две каймы чрезвычайно тонко и изящно исполненного мелкого узора, в верхней части каймы виноградная лоза и гений со свирелями, в нижней – виноградная лоза и головы ангелов с длинными крыльями.

На колоколе четкая надпись, отличной, как и сам колокол, сохранности: + С: NOORDEN. ET J: A: DE GRAVE: MEFECER: AMSTMELODAM: А° 1702» (т.е. К. Норден и И. А. де Граве сделали меня. Амстердам, г. 1702).

Тип букв – эльзивир. Язык у колокола – с отбитым концом, довольно груб, и, по-видимому, взят от другого колокола 3).

На древнем соборе Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Покровском (бывшем Рубцове), на колоколах находятся следующие чрезвычайно любопытные надписи.

На большом: «1742 году апреля 22 дня вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийской в первое лето вступления престола ея, в село Покровское к соборной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы милостивым Ея Императорского Величества Указом; весу в нем 138 пуд. 7 ф., лил сей колокол мастер Константин Михайлов Слизов». На поверхности колокола изображен Спаситель с двумя ангелами по бокам и двуглавый орел с поднятыми крыльями, в середине его, вместо всадника, портрет Императрицы Елисаветы Петровны. Вокруг орла следующие буквы: «Б. М. Д. Р. Е. С. В. П. И. В. В.».

На втором колоколе: «Покрову в село Рупцово «Сентября» в 14 день».

На третьем: «Божиею милостию, повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и благословением отца ево Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии и по обещанию великие Государыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день».

На четвертом: Me fecit Amstaerodami, anno 1641. Assuerus Koster, т.е. «Меня сделал в Амстердаме 1641 года Асвер Костер». На поверхности двуглавый орел, с опущенными вниз крыльями, с коронами на головах и со всадником; между голов изображение креста; в когтях нет ни державы, ни скипетра.

На пятом: «Божиею милостию повеленьем Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и по благословению Великого Государя Светейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руси и по обещанию Великие Государыни иноки Марфы Ивановны слит колокол к храму Покрова Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1627 Сентября в 14 день мастер Филипп  Григорьев» 1).

Такие же в высшей степени любопытные надписи мы находим на колоколах церкви Св. Николая Чудотворца у Красных  Колоколов в Китай-городе в Москве. Одно название этой церкви показывает, что в старину она славилась своими колоколами или красным звоном.

Между ними особенно замечателен полиелей: на стенах его отлиты в клеймах три лилии с буквами Е. Т. и сбивчивая надпись: «Espoir en tout… de ce cloche es Chenaem st tas en fraci» 1). Неизвестно, когда и откуда поступил в церковь этот колокол.

Но известно, что во время счастливой войны царя Алексея Михайловича с Польшей, во многие города России и даже в Сибирь были посланы вместе с поляками и литовцами и пленные колокола 2).

Существует предание, что церковь эта называется так потому, что все колокола ее были выкрашены красной краской, но это едва ли правдоподобно, так как относительно этого нет никаких летописных указаний.

Гораздо вернее предположение, что название свое она получила от красного звона, т.е. веселого, хорошего. В церковном уставе звон на святой неделе и от Фоминой до недели всех святых во все колокола, без большого, именуется красным.

Иногда на колоколах отливались надписи, буквы которых были расположены таким образом, что их прочесть мог только тот, кто владел ключом этого криптографического или тайного письма.

К числу колоколов с такими тайными надписями принадлежит знаменитый колокол Саввино-Сторожевского монастыря. Он отлит мастером Григорьевым в 1667 г. 15 сентября, весит 2.425 пудов 30 фунтов.

Кроме превосходного звука он замечателен и по двум надписям, из которых верхняя состоит из шести строк, окружающих колокол и отлитых старинным русским письмом, ясно сохранившимся до сих пор. В ней упомянуты все особы царского семейства с полным их титулом и вселенские патриархи: Александрийский, Антиохийский и Московский.

Вот эта надпись: «Бога Всемогущаго, в Троице славимаго, всех благ дателя, милостию, Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии помощию, святаго Саввы чудотворца молением, повелением христолюбиваго монарха, великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца в 23 лето Богохранимыя его державы, при его государевой благочестивой царице и великой княгине Марии Ильиничне   и   царскаго    его    величества    при    благороднейших   царевичах: благоверном царевиче и великом князе Алексие Алексиевиче, благоверном царевиче и великом князе Федоре Алексиевиче, благоверном царевиче и великом князе Симеоне Алексиевиче, благоверном царевиче и великом князе Иоанне Алексиевиче, и при благоверных  его  царскаго величества сестрах: благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, благоверной царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и его царскаго величества при благородных дщерях: благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексиевне, благоверной царевне и великой княжне Марфе Алексиевне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексиевне, благоверной царевне и великой княжне Екатерине Алексиевне, благоверной царевне и великой княжне Марии Алексиевне, благоверной царевне и великой княжне Феодосии Алексиевне и при Святейших Вселенских Архиерарсех, Паисии Папе и патриархе Александрийском Макарии, патриархе Антиохийском, Иосафе патриархе Московском и всея России, слит сей колокол в Пречестную Пресвятыя Богородицы, Честнаго и Славнаго Ея Рождества и Преподобнаго, Чудес источника, Саввы Сторожевскаго обитель, в той же досточудней Святей Лавре, в лето от сотворения света 7176, а от воплощения единороднаго Божьяго Слова 1667 месяца сентября в 25 день, весу в нем 2125 пуд, 30 гривенок. Лил мастер Александр Григорьев».

Другая же, нижняя надпись, окружающая колокол тремя строками, состоит, как было сказано выше, из криптографического или «тайного» письма, употреблявшегося у нас в XVII столетии в дипломатических переписках, а иногда для записывания более или менее важных предметов, которые хотели скрыть от современников и сохранить для потомства.

В этом письме буквы с первого взгляда кажутся славянскими, но между тем, каждая из них до того изменена какою-нибудь чертою, точками или другими знаками, что делается совершенно непонятною; в этих чисто русских иероглифах значение имеют особенные титла 1).

Эта надпись состоит, как мы видим из приложенного рисунка, из 425 знаков; из числа их некоторые повторяются и имеют сходство между собой, но последние 85 знаков совершенно не сходны с первыми и имеют особенную форму.

Все это страшно затрудняло прочесть ее. Криптографическая надпись с этого колокола в первый раз была списана историком Миллером и напечатана библиотекарем Академии Наук Бакмейстером, но оставалась неразобранною до 1822 года.

В том же, 1822 году, занялся чтением ее князь П. И. Л.; штабротмистр Скуридин разобрал ее еще более, а А. И. Ермолаев прочел ее всю. Вот ее содержание: «Изволением преблагого и прещедраго Бога нашего, и заступлением милостивыя заступницы пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и за молитв отца нашего и милостиваго заступника преподобнаго Саввы чудотворца, и по обещанию, и по повелению раба Христова, царя Алексея, и от любви своея душевныя, и от сердечнаго желания, слит сей колокол в доме Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Рождества и великаго и преподобнаго отца нашего Саввы Чудотворца, что в Звенигороде, нарицаемый Сторожевский». Кроме этого колокола на колокольне были три колокола, слитые на иждивение царя Михаила Феодоровича, два в 1620, третий в 1636 году, но один из них перелит в 1677 году, два другие в 1831 году. В последних весу: в одном 261 пуд, в другом 125 пудов. Колокол, называемый Кесарийским, вылит в 1792 году и весит 41 пуд. В верхнем ярусе колокольни устроены большие боевые часы, польской работы, привезенные царем Алексием Михайловичем из Смоленска и подаренные им в монастырь. На часовом колоколе следующая надпись: «Kylianus Wegewart me fecit Campis. Anno 1636, si Deus pro nobis, quis contra nos?» 1).

На колокольне церкви Св. Федора Стратилата в Новгороде находится колокол иностранного литья с латинскими надписями около ушей: «Soli Deo Gloria. Anno 1680. Gloria in exselsis Deo. Me fundebat HOI MIAC». Вокруг этого колокола криптографическая надпись, по-видимому голландская, до сих пор не разобранная 2).

Часто на колоколах ставились и до сих пор ставятся имена их жертвователей или тех, по чьей инициативе они отлиты.

Так, например, на одном из колоколов церкви Иоанна Предтечи в Новгороде мы находим следующую надпись: «1774 года генваря 17 дня вылит сей колокол на церкви в соборе Рождества Иоанна Предтечи, что на Опоках, тщанием доброхотных дателей и усердием тоя церкви священника Тимофея Васильева и того мастера Алексея Никитина, весу 62 п. 5 ф.» 1).

В Лубенском уезде сел. Исачек есть Троицкая церковь, каменная, основана в 1801 г., окончена в 1808 году помещиком Иваном Андреевым Новицким и сестрою его Ириной Андреевой Хорват; из церковных вещей сохранились: шесть колоколов, старинной отливки, и у трех приделаны оси для коромысла, употреблявшегося при звоне посредством раскачивания колокола (способ католический).

На одном из колоколов отлиты изображения Богоматери «Нерушимая Стена» и Преображения Господня, а также следующая надпись: «1735 Апреля 10 отлился звон сей до обители Красногорской Чернуской до храму святыя и живоначальния Троицы, Коштом честнаго отца Герасима Соколика за отпущение грехов. А весу в нем 11 п. 22 ф.».

На другом отлиты изображения Благовещения Пресв. Девы, Св. Николая и надпись: «1758 року» 2).

В городе Ромне в церкви Вознесения Господня сохранился замечательный колокол, пожертвованный, как видно из надписи на нем, «паном Филиппом Бунтеем 30-го июня 1732 года» 3).

В Спасопреображенском монастыре в Старой Русе на большом праздничном колоколе находится следующая надпись: «Лета 7200 (1692) года вылит сей колокол, при державе великих государей благоверных царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. Февруария во 2-й день дал сей колокол вкладом в монастырь Всемилостивейшаго Спаса, что в Старой Русе, крестнаго монастыря архимандрит Иосиф, да келейной его старец Макарей, по своей душе и по своих родителех в вечной поминок, весом 120 пуд. 8 ф.». Внизу колокола подпись: «Лил сей колокол мастер Моторин».

Кроме большого, здесь находятся еще семь колоколов: первый – полиелейный, около пятидесяти пудов, на котором значится: «лил сей колокол мастер Михаил Мотора», второй – вседневный с подписью: «1780 года ноября 22 дня, сей колокол города Старой Русы бывшаго Кречева монастыря церкви преподобнаго отца Сергия Радонежскаго Чудотворца тщанием священника Иоанна, подаянием мирских людей. Весу 15 пуд. 16 фун.».

На остальных зазвонных находятся следующие надписи, на одном: «Сей колокол города Старой Русы бывшаго Кречева монастыря церкви преподобнаго отца нашего Сергия, Радонежскаго Чудотворца. Весу 4 пуд. 4 фун. 1778 г.», и на другом: «Лета 7109 (1601) г. марта слит был сий колокол при благоверном царе великом князе Борисе Федоровиче всея Руси». Внизу подпись: «В Старую Русу к Богоявлению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Остров…», далее надпись разобрать не представляется возможности 1).

В той же Старой Русе, с упраздненной за ветхостью колокольни снят колокол со следующей надписью: «Лета 7186 (1678) г. августа во 2-й день, вылит колокол сей в Старой Русе в Спасский монастырь, при настоящей власти тоя обители при игумене Иосифе»2).

Судя по надписям, сохранившимся на колоколах, можно еще предположить, что в ряжской церкви Благовещения усердствовали царственные особы и местное тогдашнее духовенство. Так, на древнем колоколе надписано: «Тояж соборной церкви протопопа Григория Иванова, весу 27 пуд, а перелит в 1769 году августа 1 дня степенным Сафоном Ушаковым, а ныне 27 пуд 25 фун.» А на другом, меньшем колоколе, такая надпись: «Лета 7184 марта в 19 день по указу государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца дан колокол ряжской церкви Благовещения пресвятыя Богородицы по челобитью»3).