Пятница, 19 апреля 2024

Акустика колоколов

Звук колокола нельзя описать одной нотой. Даже двумя-тремя нотами не всегда возможно. Человеческий слух без труда улавливает, что колокол звучит по-особому сложно: совсем не так, как звучат прочие звук создающие предметы и инструменты. Его всегда можно отличить, например, от звука оркестрового гонга. И это отличие будет заключаться в том, что звон колокола — это вовсе не хаотический набор звуков и призвуков, а стройное звучание. Самые красивые колокола во все времена ценились именно за эту особую стройность звучания. У колоколов огромное разнообразие составляющих тонов. Сочетания различных групп тонов и призвуков позволяют слушателю находиться как будто в движении, постоянно «разглядывать» звук колокола. Слух человека старается найти для себя гармоническую опору в колокольном строе, и в то же время, впечатление от звона обогащается «букетом» отдельных призвуков.

Звук колокола имеет определенную структуру: различают «Основной тон»(F2) и обертоны к нему. Некоторые, наиболее сильные обертоны имеют собственные музыкальные названия: «Унтертон» (Р1), «Терция» (РЗ), «Квинта» (Р4), «Октава» (Р5). «Унтертон» звучит до конца.

Под термином «ударный тон» понимается музыкальный тон колокола, наиболее сильный и ясно слышимый именно в момент удара. «Ударный тон» может не совпадать с «Основным тоном»(F2). Это обусловлено многими факторами, но в основном профилем колокола.

Основной тон — это совокупность высокой и низкой октав. Он после удара понижается.

Время звучания после удара может быть от 3 сек до минуты и более.

Низкий звук создается колебаниями диаметра, а высокий — за счет колебаний толщины колокола. Обычно в прейскуранте указывается только основной тон.

Руководитель курсов церковных звонарей села Верзилово.
Выпускница Московской Школы Звонарей Ильи Дроздихина
Суховерхова Марина Юрьевна