Saturday, 20th July 2019

Илья Дроздихин: «Звонарь — творческий человек»

Posted on 18. Июл, 2011 by in Статьи

Илья Дроздихин: «Звонарь — творческий человек»

4 июня в музее-усадьбе Ивановка большим музыкальным праздником завершился XXX Международный музыкальный фестиваль имени Сергея Рахманинова. В рамках праздника прозвучала необычная концертная программа «Встречный звон».

Программу представил известный московский звонарь, руководитель Московской Школы Церковных Звонарей, художественный руководитель Московского фестиваля колокольного звона «Перезвон» Илья Дроздихин.

— Илья Михайлович, многие сегодня и не знают, что есть такая профессия, как звонарь. Тем более, об истории этой специальности…

— Профессия «звонарь» на сегодняшний день является одной из редких, но в то же время очень востребованных специальностей. Сама специальность существует в России уже более 1000 лет. Расцвет же звонарского искусства и становление звонарей как определённой касты начинается с правления Ивана Грозного и продолжается до царствования Алексея Михайловича Романова. Отлитые в то время колокола, в том числе и знаменитый Царь-Колокол, являются эталонами в колокололитейном искусстве. Егорьевский, ионинский и другие звоны — на них  учатся звонари и сегодня.

 — А в чём, собственно, заключается сущность профессии звонаря?

— Задача — не просто дать сигнал к началу службы, но и сделать так, чтобы человек услышал «голос церкви» и пришёл в храм. Звонарь — всегда импровизатор. Он может в зависимости от настроения немного изменять, несколько варьировать канонические звоны. Может получиться, что солнышко светит — колокола звучат веселее, потому что душа звонаря радуется; а когда пасмурно, дождь целыми днями поливает, уже и звон какой-то более печальный, унылый даже. Однако у звонаря есть чётко обозначенная функция: не надо забывать, что наш церковный, православный звон — это, в первую очередь, призыв к молитве. И здесь нужно чувствовать грань между музицированием и неотъемлемой частью церковного обряда, призывающего людей к богослужению.

Главное — верить в Бога

— Существуют ли личностные качества, принципиально важные для этой профессии?

— Безусловно. И в первую очередь — выносливость, отменное здоровье, терпение и отсутствие боязни высоты. Ведь звонарю приходится работать на колокольне в зимнюю стужу и в летний зной, причём за очень скромную зарплату. А ещё надо быть творческим человеком, романтиком и энтузиастом, так как в любой работе горы сдвигают энтузиасты. И верить в Бога.

Второе: для звонаря важен не столько хороший слух, сколько чувство ритма. А звон — это как почерк, у каждого он свой, неповторимый. В колокольном звоне, как и в джазе, и в блюзе, присутствует момент импровизации. Конечно, по-концертному лихо здесь не поиграешь, но и чётких канонов церковного звона тоже нет. Словом, у каждого колокола есть свой характер.

— Илья, вы сами как пришли в эту профессию?

— Пришёл учиться мастерству звонаря, как и большинство, по благословению настоятеля. В храме, где я служил, редко звучал колокольный звон из-за нехватки звонарей, и меня попросили подняться на колокольню и поучиться. Я, как и многие звонари, перенял колокольный звон от того звонаря, который был на колокольне. Что-то он мне показал, и я два года сам звонил. Потом пришёл в школу звонарей, а после её окончания мне предложили здесь работать. И я рад, что могу ещё кого-то научить этой интересной профессии.

Решая серьёзные миссионерские задачи

— Вы — руководитель уникального образовательного учреждения — школы звонарей. Можно об этом чуть подробнее?

— Наша школа располагается при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово и пользуется поддержкой его настоятеля — отца Константина. Стремясь восстановить утраченные звоны, мы составили методику обучения звонарей, заложив в неё преемственность русских колокольных традиций — и ростовских, и лаврских, и московских, и псково-печерских… Правда, традиции эти предназначены именно для тех колоколов, на которых и исполняется определённый звон. На малых колокольных наборах нужны несколько иные звоны — более разнообразные и более сложные по композиции. А вообще — к каждой звоннице должен быть свой подход.

— Вы принимаете людей только с музыкальным образованием? И насколько значим возрастной ценз?

— Когда мы только открывались, то поставили задачу, чтобы на звонарей учились люди церковные и с музыкальным образованием. Но не всегда на приходе есть такие, и нас порой просят обучить как раз тех, кто ни разу не звонил в колокол и не знает музыкальной грамоты. Сейчас мы берём всех желающих, и это, по сути, серьёзная миссионерская задача. Был случай, когда мы взяли некрещёного человека (уж очень он просился!), и он через колокола пришёл к Богу, принял крещение и сейчас работает звонарём.

К нам приходят самые разные люди — от подростка (мы принимаем с 14 лет) до солидного предпринимателя, от судьи московского суда до таксиста, приезжающего к нам на жёлтой «Волге»… Немало меценатов, людей состоятельных. Обычно они жертвуют колокола в храм той деревни, где родились и выросли, батюшки же говорят им: «А звонить кто будет? Вот ты подарил колокола — ты и звони!»

— Многие наши читательницы наверняка задаются сейчас вопросом: а женщины могут у обучаться в Вашей школе?

— Чуть более половины наших учеников — женщины. Это до революции звонарей-женщин было не особо много, чаще всего они звонили в женских монастырях. Конечно, звон отличается: у мужчин он более сильный и ритмичный, у девушек — больше похож на переливающийся ручеёк…

Продолжая благое дело

— Это первая и единственная школа звонарей в России?

— Надо сказать, что наша школа звонарей была не первой. Мы продолжили дело, начатое в 1975 году архангельским звонарём Иваном Даниловым, который основал первую школу колокольного искусства. Будучи музейным работником, он много сделал для возрождения древних русских традиций. Между прочим, этот уникальный человек совершил кругосветное путешествие и во всех портах давал концерты колокольных звонов.

Нужно с признательностью вспомнить здесь и о насельнике Троице-Сергиевой лавры игумене Михее, почившем в прошлом году: он обучил многих звонарей.

Сейчас стараются открывать школы звонарей на епархиальном уровне, и мы также стараемся содействовать этому процессу. Много школ звонарей появилось в Подмосковье. Наши выпускники устраивают «кружки колокольного звона» для детей при воскресных школах.

— И в заключение нашей беседы скажите: вы уже бывали в рахманиновской Ивановке? Не возникло ли желания приехать сюда ещё?

— На ивановской земле я оказался в первый раз. Очень понравилось. Очень гостеприимный приём, живописнейшее место, виды просто потрясающие. И когда приходится звонить в таком чудесном месте, я думаю, с Божьей помощью, возникнет немало поводов для дальнейшего сотрудничества.

— Спасибо!


Для справки

Илья Дроздихин возглавляет Московскую школу звонарей. Его колокола установлены во многих храмах России, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Украины, Южной Осетии, Таджикистана, США, Японии, Китая и Русской духовной миссии в Иерусалиме (Собор Горнего монастыря, Колокольня Горнего монастыря, Собор Русской духовной миссии, Вифания).

Беседовала Вера Степанова
В Ивановке погода вполне способствовала вдохновенной импровизации.
Источник - АиФ Тамбов

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Поддержите наш сайт!
Оставьте комментарий к данной статье.

Для комментирования надо быть зарегистрированным ВКонтакте